Он улетел и вряд ли вернется
14 августа 2007 11:11, iamik.ru
Судя по тому, что документы, уже представленные казахстанскими полицейскими австрийской стороне, не стали основанием для выдачи Алиева Казахстану, отказ Вены будет иметь далеко идущие последствия. В том числе и для его экстрадиции из любой другой европейской страны.
Там действуют Европейская конвенция по правам человека, Европейская конвенция против пыток, участниками которых Казахстан не является. В отношении Рахата Алиева и его выдачи могли сработать ооновские документы - Конвенция об экстрадиции 1957 года или ооновские правила 90-го года, в которых отражена модель двустороннего соглашения по процедуре экстрадиции. Но и к этим документам Казахстан не присоединился.
Представитель венской прокуратуры Герхард Ярош сказал, что Алиев абсолютно свободен. Для европейских стран это является окончательным вердиктом. Если казахстанская сторона найдет дополнительные неопровержимые материалы, которые не были упомянуты в предоставленных Австрии документах, либо доселе неизвестные следствию, с помощью МИДа мы еще можем предпринять попытку добиться экстрадиции Рахата Алиева.
Если помните, Пиночета Великобритания так и не выдала, несмотря на то, что его деяния несравнимы с теми, которые инкриминируют Алиеву. Англичане не выдали Пиночета ни Чили, ни Испании. Фактически Пиночет не был экстрадирован, так же как и не был осужден по состоянию здоровья даже у себя на родине.
Казахстанское Министерство внутренних дел проделало колоссальную работу, добывая и закрепляя факты против Рахата Алиева. Очень жаль, что власти оказались не готовы к такому повороту событий.
Что может предпринять казахстанская сторона дальше? Во-первых, в последующем МИД должно сделать дипломатическое заверение от имени правительства Казахстана о том, что в случае задержания, ареста и последующего суда над господином Алиевым и следствие, и суд будут проходить без пыток. Второе - гарантировать допуск на судебный процесс международных наблюдателей и сделать суд открытым. Но я не думаю, что и эти шаги способны изменить решение Австрии.
Это как раз тот случай, когда никто в стране не поддержал устремление МВД, не сработал на опережение. Я не думаю, что в МИДе не были в курсе о том, что существуют такие документы и возможности. Налицо провал казахстанской политики на международной арене. Судить Рахата Алиева в третьей стране мы не сможем, поскольку у нас нет таких договоренностей. Заочный суд ничего не даст. Мы уже имели печальный опыт судить Кажегельдина и Иманбаева.
Я не беру на себя ответственности делать какие-либо прогнозы, но невольно вспоминаю первые дни, когда в Австрию вылетела целая делегация в составе представителей Генпрокуратуры, Интерпола и других правоохранительных структур. Думали, что возьмут его быстро. Заявили во всеуслышание, а в результате получили лишь конфуз. Наступили на грабли, которые сами себе положили. Не задумались над тем, чем уже обжигались.
Жемис Турмагамбетова, исполнительный директор Общественного фонда «Хартияза права человека»
«Литер»