CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

inforos.ru

Какое будущее ждет Энергоклуб ШОС?

14 августа 2007

Какое будущее ждет Энергоклуб ШОС?

14.08.2007 14:39, inforos.ru

Дмитрий Верхотуров

В числе наиболее значимых тем, относящихся к экономическому сотрудничеству в рамках ШОС, которые обсуждаются в преддверии открывающегося 16 августа 2007 года саммита организации в Бишкеке, является тема энергетики и создания Энергетического клуба ШОС.

Идея эта появилась еще в 2005 году на международной конференции "Энергетический рынок Центральной Азии: тенденции и перспективы". В июне 2006 года на заседании Совета глав государств-членов ШОС в Шанхае с инициативой официального создания Энергетического клуба в рамках ШОС выступил президент России Владимир Путин и предложил создать неправительственный совещательный орган по энергетике.

Конкретные детали создания Энергетического клуба ШОС обсуждались на встрече министров, ответственных за топливно-энергетический комплекс, которая состоялась 29 июня 2007 года в Москве. Клуб будет возглавляться заместителем министра энергетики той страны, которая председательствует в ШОС, и управляться Группой высокого уровня. Работа Клуба будет направлена на объединение государственных структур, информационно-аналитических центров и компаний, работающих в области энергетики.

Основной задачей Клуба является создание информационной и дискуссионной площадки для всестороннего обсуждения энергетических стратегий государств-членов ШОС с позиций их гармонизации. Клуб будет вырабатывать предложения по повышению энергетической безопасности членов организации.

Планируется, что в рамках Клуба будут обсуждаться вопросы взаимодействия государств-членов ШОС и компаний на международных рынках. Одним из наиболее важных направлений станет осуществление информационного обмена в энергетической сфере между государственными, деловыми и финансовыми кругами государств-членов ШОС.

Однако, при всей внешней привлекательности этой идеи, надо отметить, что Энергетический клуб ждет весьма нелегкое будущее, и дискуссии в нем будут вестись в жестком формате. Причина этого лежит на поверхности - различия энергетических стратегий стран-членов ШОС.

Не секрет, что в настоящее время доминирующим элементом энергетической стратегии любой страны ШОС является обеспечение «энергетической безопасности», то есть стабильное снабжение собственных потребителей электроэнергией и разными видами топлива. Это признается главным и определяющим моментом. На втором месте - экспорт энергоносителей. Из ШОС: Россия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан - являются экспортерами энергоносителей. Если первые три вывозят нефть и газ, то последние две - электроэнергию.

И, наконец, Китай - страна-импортер энергоносителей, с крупным рынком и ростом потребления. Практически всем экспортерам в ШОС хотелось бы закрепиться на китайском рынке, что порождает конкурирующие проекты. В нефтяной сфере: нефтепровод Атасу-Алашанькоу (Казахстан), ответвление в Китай от нефтепровода ВСТО Сковородино - граница КНР (Россия).

Пока что прямого конфликта интересов нет, но проект нефтепровода Атасу-Алашанькоу предусматривает увеличение мощности до 20 млн. тонн в год, что поставит вопрос о возможности продления нефтепровода в районы "застенного" Китая. Мощность нефтепровода Сковородино - КНР также планируется в размере 15 млн. тонн на первом этапе, и 30 млн. тонн на втором. В 2011 году, когда планируется начало поставок нефти по этому трубопроводу, могут начаться крупные споры между российскими и казахстанскими нефтяниками.

В газовой сфере: газопровод "Алтай" (Россия), газопровод "Туркменистан - Китай" (Туркменистан), который пройдет через территорию Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана, и возможно станет каналом для транспортировки узбекского и казахстанского газа. В туркменском вопросе Национальная нефтегазовая корпорация Китая (CNPC) прямо сталкивается с российским ОАО "Газпром", который имеет договор с правительством Туркменистана на преимущественное право экспорта газа до 2028 года. Вместе с тем, 18 июля 2007 года, когда президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов подписал во время визита в КНР договор о строительстве газопровода, китайской компании предложили договор о разделе продукции на газовом месторождении Багтыярлык на правобережье Амударьи.

Положение осложняется тем, что Туркменистан одновременно гарантировал России поставку 50 млрд. куб. м. газа и гарантировал Китаю поставку 30 млрд. куб.м. газа, тогда как добыча в 2006 году составила 67,2 млрд. куб. м. газа. При этом Туркменистан не позволяет провести международный аудит своих газовых запасов, и эксперты не уверены, что в 2010 году Туркменистан выйдет на уровень добычи 120 млрд. куб.м. газа, что позволило бы покрыть поставки по обеим направлениям.

Пока ситуация с газодобычей в Туркменистане окончательно не определится, этот вопрос будет предметом ожесточенных дискуссий между российскими и китайскими представителями в Энергетическом клубе. В электроэнергетике: передача в Россию (конкуренция Казахстана и Кыргызстана), передача в Афганистан и Пакистан (конкуренция Кыргызстана и Таджикистана).

В 2003 году Кыргызстан начал экспорт электроэнергии в Россию, в те же самые области, куда экспортируется электроэнергия из Казахстана. В 2005 году Россия приобрела 610 млн. кВт/ч, а в 2006 году - отказалась от экспорта. В 2006 году Казахстан экспортировал в Россию порядка 3,6 млрд. кВт/ч электроэнергии.

Сильная конкуренция есть и в поставках электроэнергии в Афганистан и Пакистан. Кыргызстан предлагает передавать энергию с Камбаратинских ГЭС, Таджикистан - с Сангтудинских ГЭС. Но, скорее всего, этот сектор экспорта займет именно Таджикистан, у которого ГЭС в достройке, и уже начаты поставки электроэнергии в Афганистан.

Есть крупные противоречия в вопросах использования инфраструктуры, в частности, проблема Токтогульской ГЭС, и расходования воды Кыргызстаном на производство электроэнергии. Кыргызстан не желает сначала накапливать и потом сбрасывать воду в холостом режиме для орошения, предпочитая ее расходовать на производство электроэнергии в зимний период. В советское время Токтогульская ГЭС делала большой сброс для орошения, и нехватка электроэнергии компенсировалась поставками в Кыргызстан угля и мазута на Бишкекскую и Ошскую ТЭЦ.

Вокруг этой системы сложный клубок проблем, в которой завязаны интересы Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Несмотря на многочисленные попытки и соглашения, решить проблему не удалось. Как только будет создан Энергетический клуб, проблема немедленно станет там предметом для острых дискуссий.

Стоит также отметить, что неизбежно возникнет вопрос о целесообразности массового экспорта энергоносителей в Европу из России и Казахстана, и предложение повернуть экспортные потоки на нужды стран ШОС. Уже сама по себе постановка такого вопроса вызовет острое негодование у правительств и компаний стран-экспортеров энергоносителей.

Все эти примеры конфликтных ситуаций, список которых не исчерпан, показывают, что до гармонизации энергетической отрасли в ШОС весьма и весьма далеко. Нужно быть морально готовым к тому, что Энергетический клуб ШОС станет на первых порах не инструментом гармонизации энергетики, а ареной для споров и конфликтов.

Вообще, для того, чтобы Энергетический клуб ШОС стал инструментом гармонизации в топливно-энергетическом секторе, потребуется весьма радикальный пересмотр распространенных подходов к энергетике.

inforos.ru

Предыдущая статьяВ Екатеринбурге у двух таджикистанцев изъято 28 килограммов героина
Следующая статьяМифы казахстанской политики...