Когда таджики станут гастарбайторами на собственной земле!?
Tuesday, August 14 2007, Analitika.org
Рашид Абдулло
За последнее время казахстанский капитал активно проникает в экономику нашей страны. Не отвергая необходимости взаимовыгодного развития экономического и политического сотрудничества с Казахстаном, нельзя забывать о том, до какой степени его экономическая активность затрагивает национальные интересы Таджикистана. Нельзя не понимать, какое «благо» может принести таджикскому народу сотрудничество с соседним государством, пытающимся «приватизировать» его страну.
При нынешних темпах развития глобализации, в Казахстане, как и ряде других стран-поставщиков энергоресурсов, возрастает объем освободившихся от реальной экономики ресурсов. Резкое увеличение притока нефтедолларов в слаборазвитую промышленную инфраструктуру Казахстана вкупе с неспособностью превратить их в реальные инновационные проекты создают ситуацию, когда эти средства направляются для приобретения объектов недвижимости и производства заграницей - в России, Киргизии и Таджикистане.
Наглядным примером подобной политики служат многомиллиардные инвестиции богатых нефтью арабских государств в Европе или США. Однако для развитых стран Запада арабский капитал не угрожает их экономической стабильности, поскольку инвестиции используются в относительно маргинальных секторах экономики, таких как гостиничный бизнес, торговые компании и другие сферы, не представляющие большой стратегической значимости.
В случае же с Таджикистаном все происходит наоборот. Тенденции в развитии таджикско-казахских отношений за последнее время показывают усиливающееся стремление Казахстана закрепить свое влияние в водно-энергетической сфере, горнорудной промышленности, финансовом секторе, в областях транспорта и телекоммуникаций. Всем известно, что именно эти сферы являются жизненно важными направлениями экономики для будущего развития Таджикистана.
Список основных компаний, представляющих интересы Казахстана в Таджикистане, возглавляют государственная холдинговая компания «Самрук», «АТФ-Банк», «БанкТуранАлем», «Казкоммерцбанк», «Казахтелеком», «Казинвест минерал», «Сорока», «Атамекен» и другие структуры казахского бизнеса. Так, в финансовом секторе «АТФ-Банк» приобрел в собственность таджикский «Сохибкорбанк». Другие наши банки скоро начнут испытывать мощную конкуренцию со стороны дочерних структур казахского банковского сектора, готовых переподчинить себе все основные финансовые учреждения Таджикистана.
В горнорудной промышленности во владение «Казинвест минерала» и «Сороки» отданы Адрасманский горно-обогатительный завод, угольные месторождения Зидди и Назар-Айлок. Казахстан также проявляет заинтересованность в приобретении месторождений Фан-Ягноб, Назарайлок Шураб и разработке других угольных залежей в Согдийской области.
Одновременно начинается процесс основания казахским бизнесом эксплуатации в Таджикистане ГЭС, ТЭС и линии электропередач (ЛЭП). В этом направлении тон задают «Самрук» и Инвестиционный фонд Казахстана, которые намереваются возвести несколько средних генерирующих мощностей и ЛЭП на территории Таджикистана для подачи электричества в Казахстан.
В то время, когда вопросы экологии стоят для республики как никогда остро, в Дангаринском районе планируется строительство казахского цементного завода, который будет работать на угле. На производителей стройматериала равняются также скандально известные по качеству построек в Алматы и Астане казахские компании, намеренные продолжить возведение «элитного» жилья теперь уже и в Душанбе. А ведь даже контролируемые лично президентом Н.Назарбаевым хваленые стройки в Астане то горят «из-за проводки» (как здание-«зажигалка», сгоревшее два года назад прямо на глазах пожарных, у которых лестницы не доставали выше 12 этажа), то дают трещину (как две высотки элитного жилья), то зимой охлаждают (здание сената), то летом раскаляются донельзя. Это вызывает логичный вопрос, какого качества и по какой цене казахский капиталист-строитель собирается возводить новостройки в Таджикистане. Уже сейчас спесь казахского нувориша льет через край. А как он будет вести себя у нас, когда станет владельцем наших заводов и фабрик, земель и зданий в столице и регионах!?
Офисы компаний, во владение которыми вступят казахи, будут обеспечиваться водой и напитками казахской компании, скупившей контрольный пакет акций у АОЗТ «Оби Зулол» по производству прохладительных напитков в Таджикистане.
Естественно, у обывателя может возникнуть недоумение по поводу того, что в стране, владеющей основными гидроресурсами Центральной Азии, воду теперь будут разливать казахстанские бизнесмены.
Указанные явления могут приобрести еще более острый характер, если мы поддержим очередную «пиар»-инициативу Казахстана о формировании союза центрально-азиатских государств. Для Таджикистана и таджиков создание интегрированного, без государственных границ, пространства в Центральной Азии, в условиях, когда процесс формирования современной таджикской нации только начинает развиваться по-настоящему и завершится еще далеко не скоро, чревато далеко не позитивными последствиями. В частности, возможностью распространения в республике такого явления, как процесс «де-таджикизации» территорий.
Нынешнее население Казахстана составляет всего 15 млн. человек. Из этого числа самих казахов чуть более половины, причём приличная часть этой половины явно не в ладах с собственной этно-цивилизационной идентичностью. И это притом, что подавляющая часть соседей Казахстана знакома с такими проблемами в гораздо меньшей степени, если вообще их имеет.
Более того, основными владельцами крупного бизнеса в Казахстане являются такие люди, как Лакшми Миттал, Александр Машкевич, Алиджан Ибрагимов, Владимир Ким, братья Черные и другие представители нетитульной нации. Все они входят в список самых богатых людей мира в рейтинге «Форбс». Их компании - «Миттал Караганда», «Казмыс», «Казхром», «Казмарганец», «Алюминий Казахстана» и другие - управляют почти всеми активами горнорудной промышленности и минеральных ресурсов Казахстана, скупают активы в Киргизии, а также постоянно участвуют в тендерах в России. Многие из них уже не являются гражданами Казахстана и управляют своими конгломератами из Европы.
По сути, в самом Казахстане защите интересов простых людей сегодня уделяется крайне слабое внимание. Достаточно вспомнить прошлогодние шумные инциденты в нефтегазовом секторе, происшедшие из-за дискриминации казахских рабочих в оплате их труда и создании тяжелых условий их работы со стороны как западных (компания «Тенгиз-Шевройл»), так и китайских (ТОО «КНИСК») работодателей. Так, если казахстанский специалист получает в «Тенгиз-Шевройл» в два-три раза меньше иностранного рабочего, выполняющего рядом с ним ту же работу, то в китайском предприятии «КНИСК» он получает в пять раз меньше, чем рабочий из КНР.
14 июня с.г. стало известно, что в 8 шахтах в Казахстане, принадлежащих индийскому миллиардеру из Великобритании Лакшми Митталу, с 2004 года погибли 91 казахских шахтеров. По словам самих шахтеров, вынужденных из-за бездействия казахстанских властей обратиться за помощью в британский профсоюз «Юнион», работодатели относятся к ним как к рабам, а условия их труда намного хуже, чем при бывшем Советском Союзе.
Ввиду этого, активное проникновение «казахского» бизнеса в Таджикистан создает уникальную ситуацию, когда им будет управлять капитал страны, которая, по большому счету, не владеет этим капиталом. В связи с этим, возникает естественный вопрос: «Стоит ли нам оказываться в положении гастарбайтеров у себя на родине в руках таких же гастарбайтеров из Казахстана?». Это приведет к тому, что, в конечном итоге, и те, и другие будут работать для обогащения иностранного инвестора, пекущегося только о том, как можно больше вывезти из страны благ.
Вопросов много, и нам надо найти на них правильные ответы. А они лежат на поверхности, ясные, как день.
geo.kz