ПОЛНОЕ ИЛИ "ПОЧТИ ПОЛНОЕ" СОВПАДЕНИЕ ПОЗИЦИЙ
Авг. 22, 2007, Zerkalo
продемонстрировали по завершении переговоров президенты Азербайджана и Ирана
Р.ГАБИБОГЛУ, Ф.ТЕЙМУРХАНЛЫ
Около часа продолжалась встреча президентов Азербайджана и Ирана - Ильхама Алиева и Махмуда Ахмадинежада с глазу на глаз. Далее переговоры продолжились в расширенном составе делегаций.
Как отметил И.Алиев, отношения между двумя странами развиваются по многим сферам, и две страны "очень сближаются". "Наши отношения сильны, и по всем вопросам мы на единых позициях", - сказал Алиев.
В свою очередь, М.Ахмадинежад сказал, что Иран и Азербайджан - две братские страны с общей историей и религией.
"Развитие Азербайджана - это развитие Ирана, а развитие Ирана - это развитие Азербайджана. Иран за независимость и безопасность Азербайджана", - сказал М.Ахмадинежад.
По его словам, отношения двух стран развиваются во всех сферах, но есть возможности для их углубления, и тут нет никаких ограничений.
А потом были подписаны межгосударственные соглашения. Так, между Министерством транспорта Азербайджана и Министерством дорожного транспорта Ирана подписан Меморандум о регулярном автосообщении Баку-Нахчыван-Баку, между правительствами Ирана и Азербайджана - о строительстве автомобильного моста Джульфа-Азербайджан и Джульфа-Иран, о строительстве ГЭС Ордубад-Маразат, о присвоении международного статуса пропускному пункту Шахтахты-Болдаг.
Также была подписана совместная декларация президентов Ирана и Азербайджана, где, кроме всего прочего, заявлялось, что Иран выступает за мирное урегулирование армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха в рамках территориальной целостности Азербайджана.
По завершении церемонии подписания документов состоялась совместная пресс-конференция президентов, хотя таковой ее можно было назвать с большой натяжкой. Как уже стало традицией после 2003 года, на подобных мероприятиях каждой из сторон позволяется задать по одному вопросу. И каждый раз с нашей стороны эта возможность предоставляется AzTV.
В принципе президенты повторили прессе сказанное во время расширенной встречи, с той только разницей, что президент Ахмадинежад, в отличие от главы азербайджанского государства, заявил, что стороны выступают с единых позиций "почти по всем вопросам". Он также выразил уверенность в том, что предстоящий саммит в Тегеране даст толчок в деле определения окончательного статуса Каспия и пригласил Ильхама Алиева посетить Иран с официальным визитом.
Как сообщает "Туран", во время переговоров были обсуждены вопросы, касающиеся проекта железной дороги "Север-Юг". В свою очередь посол Ирана в Азербайджане Насир Хамиди Зари сказал журналистам, что иранская сторона полностью готова к реализации проекта "Север-Юг" и ждет ответа азербайджанской стороны. Напомним, что обсуждение этого проекта идет с 2005 года, однако серьезных подвижек в этом вопросе нет. Будущая дорога свяжет Казвин-Решт-Астара (Иран) с Астарой (Азербайджан). Общая протяженность дороги 350 км.
Иран, Россия и Индия утвердили официальные заявки Азербайджана, Армении и Сирии о присоединении к соглашению о Международном транспортном коридоре (МТК) "Север-Юг" 2 декабря 2004 года.
Сегодня утром Ахмадинежад встретится с главой Управления мусульман шейх уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде. Далее пройдут переговоры с премьер-министром Артуром Расизаде, посещение могилы Гейдара Алиева и Аллеи шехидов. Днем 22 августа президент Ирана отбудет из Азербайджана.
Кстати, визит президента Ирана в Азербайджан находится в центре внимания и армянских политологов. "Символично, что в то время, пока президент Ирана находится в Азербайджане, вице-президент Ирана пребывает в Ереване", - заявил, как передает "Регнум", на пресс-конференции в Ереване американский эксперт Ричард Киракосян. При этом он добавил, что если в Баку президент Ирана проводит переговоры вокруг транспортных вопросов и региональной энергетики, то в Ереване вице-президент ИРИ обсуждает тему спорта.
На вопрос, можно ли этим сказать, что отношения Иран - Азербайджан находятся на более высоком уровне, нежели отношения Армения - Иран, Киракосян ответил, что в общем "наши отношения с Ираном более стабильны и безопасны, чем азербайджано-иранские". Однако он отметил: "Последний визит иранской делегации в регион показал, что Армения недооценивает отношения с Ираном".
По словам Р.Киракосяна, для Ирана сегодня намного важнее отношения с Азербайджаном, чем с Арменией, поскольку с точки зрения регионального развития Иран может сотрудничать с Азербайджаном в плане совместной эксплуатации энергоносителей.
Р.Киракосян утверждает, что курдский вопрос заставляет смотреть Турцию на Восток, а не на Запад. По его словам, последние события в Турции указывают на то, что Анкара отступает от Европы и западных ценностей. Однако, как заметил Киракосян, вступление Турции в Евросоюз важно для Армении с точки зрения национальной безопасности.
Что касается геополитической ситуации на Южном Кавказе, то, по словам аналитика, в регионе создалась ситуация, когда Армении грозит опасность изоляции, что является серьезным вызовом для страны. Так, Грузия ориентируется на Запад и "выходит из региона", а Азербайджан вступает в Центрально-Азиатский регион.
Более того, отмечает эксперт, военный баланс в регионе нарушается, и Азербайджан осуществляет шаги по превращению страны в военную державу. "В регионе происходят серьезные изменения", - отметил Р.Киракосян и порекомендовал Армении учесть создающиеся новые реалии, дабы вырваться из изоляции и подготовиться к общению с новой Турцией.
Естественно, можно поспорить с позицией армянского политолога, особенно по поводу места Азербайджана и Турции в новом геополитическом миропорядке. Проблема заключается в том, что мы сами собственным поведением облегчаем Армении задачу по созданию азиатского имиджа Азербайджана. Однако нельзя не отметить объективность оценок Р.Киракосяна по поводу нынешней ситуации вокруг Армении.
И все же оптимистичные заявления по поводу полного или же "почти полного", по версии иранского президента, совпадения позиций вызывает некоторое удивление, особенно если учесть, что вчера завершился третий этап переговоров между МАГАТЭ и Ираном. Безрезультатность двухмесячных обсуждений с МАГАТЭ грозит Ирану применением 3-й резолюции, считает председатель Ассоциации иранских исследователей профессор Гусейн Ладжаварди, действующей во Франции. Об этом сообщает "Тренд".
Напомним, что, по сообщению агентства IRNA, председатель Совета безопасности Ирана Али Лариджани заявил, что в случае, если США не прекратят политику давления и угроз в отношении Ирана, официальный Тегеран прекратит сотрудничество с МАГАТЭ и откажется продолжить принятые положительные шаги. "Мы старались по возможности прозрачно сотрудничать с МАГАТЭ", - добавил Лариджани.
Мировое сообщество не против производства Ираном атомной энергии, считает Ладжаварди. По мнению председателя ассоциации, мировое сообщество опасается, что Иран завладеет ядерным оружием. Политолог сообщил, что Совет безопасности ООН дал МАГАТЭ два месяца на подготовку отчетов о ядерной программе Ирана. "Обсуждения, длящиеся два месяца, не имели успеха", - сказал Ладжаварди.
"Кроме того, еще в силе 1-я и 2-я резолюции Совета Безопасности ООН, применяемые в отношении Ирана. Одновременно с этим расширяется политика США в направлении изоляции Ирана и с каждым днем усиливается радикальная настроенность Штатов против официального Тегерана. Соединенные Штаты намерены объявить террористической организацией одну из главных силовых структур Ирана - Sipah Pasdaran. Таким образом, ожидается, что в сентябре ООН утвердит применение против Ирана 3-й резолюции", - сказал иранский политолог.
Ладжаварди считает, что М.Ахмадинежад в ходе переговоров с руководством Азербайджана намерен получить поддержку официального Баку во время будущих обсуждений вопроса о ядерной программе Ирана, которые пройдут на 62-й сессии ГА ООН.
По его словам, в ходе предстоящей сессии ООН ожидается принятие еще одной и более жесткой резолюции против Ирана, чем те, которые были ранее приняты Генассамблеей. Президент Ахмадинежад, совершая визиты в соседние и дружественные Ирану страны, планирует заполучить их поддержку.
Как ни странно, некоторые наши политологи, например Расим Мусабеков, считают, что Азербайджан может поддержать Иран при рассмотрении вопроса о ядерной программе на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
По мнению Мусабекова, Азербайджан может проголосовать за принятие резолюции, если она не будет слишком жесткой по отношению к Ирану. Азербайджан уже неоднократно заявлял о своей позиции, которая заключается в признании права Ирана на мирную ядерную программу.
По словам политолога, Иран также надеется в ходе визита получить от Азербайджана заверения об отказе от взаимовыгодных отношений с Западом и Израилем. "Азербайджану необходимо будет соблюдать баланс", - считает он.
Надо учитывать и то, что не только каспийская тематика создает проблемы в отношениях двух стран. В Иране проживает около 30 млн. азербайджанцев, права которых постоянно ущемляются. Не случайно и то, что некоторые организации выступили против визита президента Ирана и собираются провести акции протеста. "Визит президента Исламской Республики Иран Махмуда Ахмадинежада в Азербайджан не укладывается ни в какие морально-этические нормы", - говорится в заявлении партии АМИП.
"Визит в Азербайджан по приглашению Ильхама Алиева руководителя шовинистического режима, проводящего политику дискриминации и ассимиляции азербайджанского населения Южного Азербайджана, затрагивает национальные чувства и является неуважением ко всем азербайджанцам", - считают в АМИП.
Партия протестует против визита главы иранского государства, проводящего враждебную политику в отношении Азербайджана, и требует от Баку положить конец подобной политике. АМИП считает неприемлемыми визиты в Азербайджан высокопоставленных представителей Ирана до тех пор, пока тегеранский режим не будет уважать национальные и культурные права азербайджанцев и проводить политику добрососедства в отношении Азербайджана.