CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Афганский посол проконсультировал Кремль

22 августа 2007

Афганский посол проконсультировал Кремль

22.8.2007, Афганистан.Ру

Андрей СЕРЕНКО (Фото: afghanistan.ru)

В своем обращении к гражданам Российской Федерации по случаю Дня независимости Афганистана чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики Афганистан в Москве Залмай Азиз 37 раз упомянул слова «Афганистан, афганские, афганцы», 35 раз - «Россия, российские», 2 раза - «Советский Союз». Если приплюсовать две последние цифры («российские» и «советские»), то получится те же самые 37 раз. Таким образом, полное грамматическое и дипломатическое равенство в обращении афганского дипломата (кстати, состоящее из 56 предложений) было соблюдено самым изящным образом. Залмай Азиз убедительно показал, что Афганистан и Россия находятся не только в едином региональном пространстве, но и в едином сбалансированном цифровом пространстве.

Обращение «К светлым горизонтам» на самом деле является больше, чем просто декларацией «по случаю» высокопоставленного дипломатического чиновника. Безусловно (и это отчетливо следует из духа документа), августовское обращение Залмая Азиза не появилось бы на свет, не будь подписано 6 августа соглашение о списании государственного долга Афганистана России. По сути, обращение афганского посла к гражданам РФ - это ответный шаг Кабула на решение проблемы финансового «интернационального долга». Причем, шаг вполне конкретный, несмотря на обтекаемость протокольных формулировок дипломатического документа.

Во-первых, посол Азиз еще раз подтвердил, что со списанием афганского долга Россия получила входной билет в Афганистан и статус «близкого друга».

Во-вторых, посол Азиз предельно ясно разъяснил, что значит статус «близкого друга» для Москвы: «Сегодня в Афганистане образовались хорошие условия для того, чтобы Российские компании и частный сектор могли принять участие в различных тендерах в Афганистане». Разумеется, фразу «образовались хорошие условия» следует трактовать не в смысле безопасности (безопаснее в Афганистане не стало), а в смысле принципиального изменения политического статуса России после списания Москвой афганского долга. Продолжение фразы звучит как гарантия: «Мы надеемся, что Российские компании в состоянии предоставить такие предложения, для того, чтобы они выиграли эти тендеры». И далее следует совсем уж методологический совет: «Может быть необходимо, чтобы Российские компании учли опыт других стран, которые с давних пор участвуют в подобных тендерах».

В-третьих, посол Азиз публично проконсультировал Москву, как именно следует входить в Афганистан. Ключевым элементом этого вхождения, по мнению афганского дипломата, является проектный ресурс, сформированный еще в эпоху СССР: «Во времена Советского Союза были разработаны технико-экономические обоснования около 140 проектов. Для разработки этих документов было истрачено большие средства и много времени. Российские компании имеют огромное преимущество для того, чтобы воспользоваться этими данными и выиграть тендер у конкурентов».

В-четвертых, посол Азиз назвал конкретные девять сфер афганской экономики и социальной сферы, в которые будет допущена Россия: «Российские компании имеют большой опыт в Афганистане в областях энергетики, геологии, горнодобывающей промышленности, строительства и транспорта, сельского хозяйства и ирригациии, образования и культуры». Очевидно, что это - стратегические сферы, и если российский капитал будет достаточно активен, то он вправе рассчитывать на закрепление особого статуса «близкого друга» в Афганистане. Тем более, что афганский дипломат подчеркнул, что «облегченное, либеральное законодательство в области инвестиции в Афганистане создают хорошие условия, для того чтобы российские инвесторы могли широко работать в нашей стране».

В-пятых, посол Азиз подчеркнул готовность Кабула допустить Россию в проекты обеспечения безопасности в Афганистане, монополия на которые до сих пор сохранялась за западной коалицией. Для обоснования появления российского присутствия в сфере безопасности Афганистана используется ставшая уже ритуальной формулировка «борьбы против общих угроз и вызовов»: «Экстремизм, терроризм и наркотики не только угрожают Афганистану, но также это угроза для России, региона и всего мира. Афганистан, который находится на передовом фронте войны против этих угроз и Россия, которая расположена в этом горячем регионе, страдают от этих угроз и нуждаются в координации общих усилий... Без сомнения, что восстановление экономики Афганистана, трудоустройство населения и обеспечение законных источников дохода, наряду с другими мероприятиями, являются действенными инструментами в борьбе с экстремизмом терроризмом и наркотиками. Россия в целях ликвидации этих угроз, как и другие партнеры Афганистана, в состоянии принять участие в восстановлении Афганистана, в реализации нашей стратегии и программ по борьбе с наркотиками».

Участие в программах восстановления страны, борьбы с наркотиками и терроризмом подразумевает перспективу более активного сотрудничества РФ с Афганской национальной армией (АНА), национальной полицией, службой безопасности. Тем самым, у Москвы возникает возможность усилить свое присутствие не только в социально-экономической, но и в военно-политической сфере Афганистана - стратегически важного государства Среднего Востока.

Посол Азиз завершил свое обращение вполне ясным предостережением: «Мы теряем успехи, когда игнорируем открывающиеся возможности. Сегодня перед нами - благоприятная обстановка и мы не должны упускать ее: Афганистан искренне заинтересован в широком присутствии России во всех областях восстановления Афганистана».

Таким образом, Кабул не остался в долгу перед Москвой после списания афганского долга. Ушедший в историю советский «интернациональный долг» сегодня совместными усилиями афганской и российской стороны имеет неожиданно широкие перспективы трансформироваться во взаимовыгодный экономический и военно-политический проект.

afghanistan.ru

Предыдущая статьяИран занят поиском инвестиций в нефтяную промышленность
Следующая статьяИран и Азербайджан пока не используют весь потенциал