CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

ШОС: Таджикистан

23 августа 2007

ШОС: Таджикистан

23.08.2007, Интернет-журнал "Оазис" ? 16 (60) Август 2007

Рашид Г. Абдулло (Душанбе)

Очередной, на этот раз Бишкекский, саммит ШОС, вызвал как всегда множество вопросов. И как всегда, вопрос о том, чем же эта организация интересна для своих членов является одним из главных. В основе этого вопроса лежит недоумение по поводу того, что же объединяет столь несхожие государства, как Россия и её центрально-азитаские союзники с одной стороны, Китай, с другой, и наблюдатели - Индия Пакистан, Монголия, с третьей. Недоумение вполне обоснованное. Крупнейшие блоки прошлого столетия НАТО и его антипод Варшавский договор, представляли собой военно-политические союзы стран, которых объединяли схожий социально экономический строй, общие идеология, политические и военные задачи. Всё было четко, ясно и понятно. В случае с ШОС всего этот нет и в помине.

Вместе с тем, члены ШОС весьма активны в своём стремлении крепить организацию, что может свидетельствовать лишь об одном - каждый член организации находит в нём то, что ищет. А вот ищет каждое государство, входящее неё, а также страны наблюдатели, то, что отвечает его национальным интересам. И хотя эти интересы разнятся между собой, причем, весьма существенно, не представляется для ШОСовцев столь уж важным. По всей видимости, по той простой причине, что эти интересы, по крайне мере у больших государств, входящих в организацию, не пресекаются и не задевают их коренных интересов. Пока, по крайней мере.

Очевидно, что для России и Китая главным в пребывании в рамках ШОС является обретение возможности более эффективно обеспечивать свои геополитические интересы. Прежде всего, в становящимся всё более жестком политическом и военном противостоянии с США и Западом. Для Китая участие в ШОС предоставляет также неплохие возможности для продвижения своих экономических интересов, в частности в странах Центральной Азии. Не меньшее значение для них имеет и оказание содействия не только на двусторонней основе, но и в рамках ШОС в социально-экономическом развитии центрально-азаиастких стран.

Такое содействие, во-первых, позволяет КНР усиливать свое экономическое, а следовательно, и политическое присутствие в регионе. Во-вторых, что не менее, а может быть и более важно для китайцев, обеспечивать безопасность территорий прилегающих к западным границам своей страны. Они справедливо полагают, что содействие странам Центральной Азии в социально-экономическом развитии укрепляет социальную политическую стабильность стран региона и тем, что не может не сказаться положительно на ситуации со стабильностью и безопасностью в собственных западных регионах, населенных мусульманами. Казахстану, развитие которого набирает всё большие обороты, участие в ШОС позволяет решать и такую важную и, в какой-то степени, геополитическую для него задачу, как диверсификация собственных внешнеполитических и внешнеэкономических возможностей.

В Бишкеке, главы государств говорили об угрозах международного терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика. Говорили и о неприемлемости гегемонии одного государства в современном мире, естественно, подразумевая под этим гегемоном США. Но если быть реалистами, то на данном отрезке времени Таджикистану никак не угрожают международные террористы. Подразумеваются, что в республике они могут оказаться через южную границу. На самом же деле, с этой стороны могут проявлять активность лишь наркоторговцы. Проблема же религиозного экстремизма является проблемой внутренней и связана, прежде всего, как в каждой стране решаются не только социально-экономические, но и политические вопросы. Если они решаются адекватно складывающимся объективным тенденциям в развитии страны, то вопрос о религиозном экстремизме, являющийся к тому же весьма спорным в связи с расплывчатым содержанием самого этого понятия, снимается сам собою.

Присутствие США, Запада в Афганистане и Центральной Азии, пока не имеет никакого негативного значения для Таджикистана. Более того, такое присутствие и даже его усиление способствует обеспечению национальных интересов республики, как политических, так и экономических. Во-первых, с момента обретения Таджикистаном независимости, США фактически выступают её своеобразным гарантом. В отличии от других крупных государств, они постоянно подчеркивают свою заинтересованность в независимом существовании Таджикистана, что в полной мере отвечает его интересам. США никогда не пытались превратить нерешенность тех или иных политических проблем, таких, например, как проведение выборов по западным стандартам, что объективно не представляется возможным нигде в странах СНГ, в инструмент политического давления. Они прекрасно отдают себе отчёт в том, что давление в этих вопросах обернется для них в Таджикистане политическими потерями, совершенно неприемлемыми для них в нынешней ситуации, когда они увязли в Афганистане. Наконец, американское и, в целом, западное присутствие в разумных пределах достаточности, не ущемляющее политические интересы, России и Китая в регионе, создает условия конкуренции, которое благотворно сказывается на возможности привлечения российских, китайских и иранских инвестиций в важные для Таджикистана экономические проекты. И уж если и существуют источники политической опасности для республики, то искать их приходиться в привычном постсоветском пространстве.

Соответственно, Таджикистан, как представляется, участвуя в ШОС, стремится найти решение для задач гораздо более прозаических по своему характеру, в первую очередь, привлечения инвестиций в экономические проекты. Во многом, именно этим обстоятельством обусловлен призыв президента Таджикистана Эмомали Рахмона к объединению усилий в восстановлении экономики Афганистана. Так или иначе, но вложения в развитие афганской экономики будет и вложением в развитие таджикской экономики, прежде всего, в развитие гидроэнергетики и дорожно-транспортной сети. Этим же можно объяснить и выдвижение Э. Рахмоном идеи о создании в рамках ШОС инвестиционного фонда, средства из которого могут пойти на реализацию экономических проектов в беднейших странах ШОС, каковым и является Таджикистан. Естественно, что любые идеи связанные с развитием энергетики - принятие Энергетической хартии, создание энергетической биржи и т.д. отвечают интересам республики.

Естественно, что Таджикистан весьма заинтересован и в развитии военного сотрудничества в рамках ШОС, ибо такое сотрудничество реально способствует усилению его оборонного потенциала, что в условиях сохраняющейся определённой напряженности в межгосударственных отношениях стран Центральной Азии является далеко не лишним. К тому же Таджикистан надеется, что участие в ШОС позволит предотвратить трансформацию этой напряженности в военный конфликт той или иной степени интенсивности.

ca-oasis.info

Предыдущая статьяШОС: Россия
Следующая статьяБратья на век?