CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Роман во имя...

23 августа 2007

Роман во имя...

23.08.2007, Интернет-журнал "Оазис" ? 16 (60) Август 2007

Дамир Усенбаев (Бишкек)

Кыргызско-китайские отношения после саммита ШОС однозначно вышли на другой уровень. Китайский уровень. Игра идет по правилам Пекина. Дело даже не в многочисленных межгосударственных соглашениях, которые успели подписать главы двух государств до начала саммита ШОС в Бишкеке. Все дело в совместной декларации о дальнейшем углублении отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества. По сути, это список «требований» или «пожеланий» китайской стороны кыргызстанским партнерам. Чего можно делать, а чего нет. Если мы хотим заручиться поддержкой всесильного Пекина. Президент Кыргызстана Курманбек Бакиев в интервью китайским СМИ заявил, что Китай занимает самое приоритетное место во внешней политике официального Бишкека.

Почитаем, сей любопытный документ. Один из первых пунктов касается территориальных споров. Там говорится о нерушимости межгосударственных границ, соблюдении ранее подписанных документов по этому поводу. По сути дела, китайская сторона, таким образом, дает ясно понять, что пересмотра межгосударственных документов по спорным территориям не будет, а это краеугольная проблема двухсторонних отношений. Потому что оппозиционное режиму Аскара Акаева движение появилось в Кыргызстане, как раз в знак протеста против передачи ряда земель в Нарынской области Китаю. В современной истории страны они известны как «Аксыйские события». Второй момент, касается судьбы Тайваня. Кыргызская сторона, обязана ни при каких условиях не признавать независимость Тайваня, признавая целостность «единого и неделимого» Китая. Третий момент касается пресловутого движения «Восточный Туркестан». Уйгурской националистической организации, экстремистского толка, которая борется за свободу Восточного Туркестана, то, что сейчас называется Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. Также в декларации подчеркнуто, что стороны будут придерживаться буквы двухстороннего договора от 1998 года, в которой речь идет о выдаче друг другу лиц, находящихся в розыске или же совершивших преступление на территории одной из стран. Практически этот договор был подписан, чтобы утихомирить политические амбиции уйгуров в Кыргызстане. Китайские власти крайне волнует политическая активность кыргызстанских уйгуров. Этот пункт совместной декларации также неофициально направлен против местных уйгуров.

Четвертый момент, это проблема защиты прав трудовых мигрантов из Китая в Кыргызстане. После принятого в апреле 2007 года правительством Кыргызстана постановления, который ограничил присутствие в стране трудовых мигрантов из-за границы, трудовые мигранты из Китая пострадали первыми. Потому что они преобладали среди иностранных рабочих в Кыргызстане. Поэтому то, что китайское правительство озабочено судьбой своих граждан, работающих в Кыргызстане.

И самый важный момент в данной декларации, который что особо подчеркнут китайской стороной и касающийся экспорта так называемых «цветных революций» и «демократии». Но, при этом в пункте ?17 про это не сказано прямо, буквально написано: «Стороны подчеркивают, что государства Центральной Азии имеют самобытные исторические, культурные традиции, международное сообщество должно уважать самостоятельно избранные народами центрально-азиатских государств в соответствии с национальными особенностями пути развития».

Есть некоторые новости и по кыргызско-китайской железной дороге, которая в официальных китайских документах имеет немного другое название - «узбекско-китайская железная дорога». Кыргызстан в этом проекте, по замыслу Пекина, выступает больше как транзитная страна, но не как основной партнер. Такое положение дел лишний раз доказал окончательный выбор Пекином маршрута будущей дороги. До последнего дня кыргызская сторона отстаивала свой вариант железной дороги, который пролегал бы по угольным месторождениям в Нарынской области. Но, перед саммитом ШОС в Бишкеке китайская сторона поставила окончательную точку, остановив свой выбор на собственном маршруте «Кашгар-Эркечтам-Ош-Андижан-Ташкент». Сейчас же по данному маршруту китайскими дорожными компаниями идет реконструкция автомобильной дороги. Будущая железная дорога будет построена вдоль автомобильного шоссе. Таким образом, контрольно-пропускной пункт в Торугарте (в центральной Нарынской области) не будет двухсторонним единственным переходом через границу.

Китай, также как и Узбекистан озабочен состоянием трансграничных водных бассейнов, что отражено в совместной декларации правительств КНР и Кыргызской республики. Для выработки общей политики по данному вопросу, стороны договорились создать совместные комиссии, чтобы они решили все существующие проблемы.

Практически с экономической точки зрения между двумя странами во время государственного визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Кыргызстан не было подписано ни одного (!) реального проекта, который бы нес хоть какую-ту выгоду, в частности, Кыргызстану. Несмотря на то, что между правительствами двух стран были подписаны десять разного рода соглашений. Среди них соглашения о здоровье животных и карантине; о борьбе с распространением наркотиков и психотропных веществ; о сотрудничестве в сфере лесного хозяйства; по техническому и экономическому сотрудничеству; о выделении бесплатной помощи Национальному госпиталю Кыргызстана и Акт о приеме-передаче протокольных и санитарно-очистительных машин и материальных ценностей для подготовки к саммиту ШОС в Бишкеке. Ни одно из подписанных соглашений не будет решающим для находящейся в глубоком кризисе экономике страны. В отличие от казахско-китайских соглашений, которые касаются поставок газа и нефти. Пока же темпы развития двухсторонних экономических отношений можно проследить по количеству оптовых рынков и портовых контейнеров с дешевыми китайскими товарами. Вот и вся кыргызско-китайская торговля.

Напоследок Китай преподнес еще один сюрприз Кыргызстану, подписав с Казахстаном двухсторонний договор о газопроводе, который пройдет из Туркменистана в Китай через казахскую территорию. Официальный Бишкек до последнего надеялся, что будущий газопровод пройдет по территории Кыргызстана. Премьер-министр Кыргызстана Алмазбек Атамбаев еще месяц назад, говорил об этом нереализованном двухстороннем проекте, как о свершившемся факте. Таким образом, китайская сторона выбирает те проекты, которая она хочет сама реализовать в Кыргызстане, а не то, что ей предлагает официальный Бишкек. Акценты и приоритеты расставляет Пекин. Что говорить если саммит ШОС в Бишкеке был полностью проведен на китайские деньги. Кто платит, тот и заказывает музыку.

Кыргызско-китайские отношения далеки от идеальных, как хотят представить официальные власти двух стран. Вспомним, что серьезный политический кризис в Кыргызстане возник вследствие территориальных уступок Китаю, вызвавшие массовые акции гражданского неповиновения. Новое правительство, пришедшее к власти на волне критики прежней власти, не собирается аннулировать тот злополучный договор о передаче земли, не желая портить отношения с соседом. В то же самое время Служба национальной безопасности страны аккурат накануне саммита ШОС ловит китайского шпиона в местном парламенте. Президент Кыргызстана, подписывая совместно с Председателем КНР, неудачно шутит на насчет китайского алфавита, что было совершенно не понято китайской стороной.

Новый закон об иностранных рабочих, принятый в апреле 2007 года, прежде всего, коснулся граждан Китая. Потому что именно граждане Китая составляют, чуть ли 70% всех иностранных рабочих, находящихся в Кыргызстане. И сейчас на местах кыргызско-китайские совместные компании и фирмы самым элементарным образом торгуются за количество рабочих и персонала из Китая. Потому что квота для граждан Китая ничтожна мала. Например, только для кыргызско-китайского торгового центра в Оше нужно больше ста мест для персонала из Китая. В то время как квота для всех иностранных рабочих в Оше составляет всего около двухсот мест. Вот и ведут торговлю за право пригласить рабочих и персонал из Китая совместные предприятия.

Такая же торговля идет и на государственном уровне. Пока не удачно. Потому что китайское правительство не очень щедрое на экономические вливания. Хотя, некоторые российские аналитики считают, что КНР выбрал Кыргызстан тестовой страной для серьезного рывка в Центральную Азию.

Справка: 17 марта 2002 года во время разгона мирных демонстрантов в селе Боспиек Аксыйского района милиция применила огнестрельное оружие, в результате чего шесть граждан погибли, несколько человек получили ранения. Участники акции протеста требовали освободить опального депутата Азимбека Бекназарова, который угодил за решетку после систематической критики экс-президента страны Аскара Акаева за передачу части киргизских земель соседнему Китаю. Депутат был арестован по возобновленному делу пятилетней давности. После расстрела демонстрантов депутата выпустили, правительство во главе с нынешним президентом Бакиевым ушло в отставку, власти пообещали найти и наказать виновных. Однако по сей день на главный вопрос следствия «кто дал приказ стрелять?» общество так и не получило ответа.

По словам бывшего сотрудника генпрокуратуры Нурлана Жээналиева, который вел дело по событиям в Аксы уже при нынешней власти, следствие установило, что из двенадцати омоновцев, разгонявших тогда демонстрантов, автоматы имели только четверо. «По демонстрантам стреляли двое, еще двое стреляли в воздух. Фамилии тех, кто стрелял, тоже известны», - говорил он, выступая перед аксыйцами 17 марта 2007 года. До главного ответа, которого ждала вся страна, оставалось недолго. Однако в сентябре 2005 года президент Курманбек Бакиев отправил в отставку генпрокурора Азимбека Бекназарова и дело «замяли» в очередной раз. А извечные вопросы «кто виноват» и «что делать» - остались. Фергана.ру

ca-oasis.info

Предыдущая статьяШОС: Кыргызстан
Следующая статьяПремьеру-изгнаннику разрешили вернуться в Пакистан