ШОС: Кыргызстан
23.08.2007, Интернет-журнал "Оазис" ? 16 (60) Август 2007
Рустам Караев (Бишкек)
Саммит ШОС закончился. Занавес опущен. Можно подводить итоги. Первое ощущение, что саммит был своеобразной демонстрацией военной мощи стран-членов ШОС. Иначе чем объяснить совместные военные учения «Мирная миссия-2007» в Челябинской области России? Случайное ли совпадение? В прошлый раз, собираясь в Астане страны-члены ШОС «мягко» потребовали США убрать свои военные базы из Центральной Азии. Правительство Соединенных Штатов, сославшись, на то, что все базы находятся на основе двухсторонних соглашений, заявили, что им, откровенно говоря, никакой ШОС не указ. Но, несмотря на обмен, такими дипломатическими любезностями до откровенной конфронтации дело не дошло. Каждый остался при своем мнении, продемонстрировав свою силу и мощь. Налицо факт создания нового военно-политического блока как противовес НАТО. Разумеется, все активные игроки ШОС такие, как например, Россия или Китай публично отрицают такие сравнения. Но, то, что с каждым годом на повестке приоритетных проблем на саммитах ШОС все больше говорят о безопасности и военном сотрудничестве наводит на определенные параллели. И в этот раз глава российского правительства не раз повторил слова «региональная безопасность», предложив продолжать и усиливать совместные военные учения во всех странах, которые входят в ШОС. Из других инициатив российского президента можно отметить предложение о созыве международной конференции об урегулировании политической ситуации в Афганистане. Фактически Россия ставит под сомнение успех антитеррористической операции США в Афганистане. Предлагая решить вопрос о будущем этой страны в широком формате ШОС.
Для России ШОС - это уникальный шанс остановить наступление НАТО на восток, «придумав» другую военно-политическую организацию. Если, конечно же, она договориться с Китаем. Потому что Пекину недостаточно роли динамично развивающей страны. Он хочет быть политическим лидером всей Азии, а может и Евразии. Пока интересы и дорожки России и Китая совпадают, и они играют в ШОС. Потому что и Китай, и Россия настаивают на военно-политических приоритетах организации. В то время как другой региональный игрок - Казахстан акцентирует внимание на экономических аспектах и неофициально претендует на роль регионального лидера, что крайне раздражает руководство Узбекистана. По этому поводу в узбекских СМИ была целая кампания против идеи президента Казахстана о центрально-азиатском союзе.
Некоторую нервозность для западноевропейских стран и США создавало присутствие в качестве наблюдателя президента Ирана на саммите. Пока только в качестве наблюдателя, потому что принятие Иранской исламской республики в члены ШОС, фактически означало бы в случае военных действий со стороны Соединенных Штатов в отношении Ирана, вступление в активные военные действия и стран-членов ШОС.
Выступая на самом саммите, глава иранского государства традиционно раскритиковал некоторые «высокомерные государства» (Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в этот раз не стал называть эти государства, возможно по просьбе России и Китая, чтобы саммит не приобретал явный антиамериканский характер) за захват и желание учить жить другие страны мира.
Активный интерес к вступлению в ШОС проявляют Пакистан, Индия и даже Туркмения с Монголией, хотя в Конституциях последних двух стран написано о нейтралитете.
По-большему счету саммит ШОС в Бишкеке ничего нового и судьбоносного не принес. Не было громких политических заявлений. Не была антиамериканских заявлений или пассажей. В основном участники саммита озвучивали свои обиды, претензии в отношении друг друга. Кто-то открыто, а кто-то дипломатично. Скучное протокольное начало саммита чуть было не нарушил президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, который отказался садиться напротив спикера парламента Кыргызстана. Протокольная служба иранского президента потребовала, чтобы с ними встречался глава государства, а не спикер парламента. Согласно статусу главы иранского государства. В результате пришлось заново оформлять зал для встреч, вынося стулья и столы.
Правительство Кыргызстана радовалось вообще тому, что саммит ШОС состоялся в Бишкеке. Несмотря, на такие дипломатические казусы. Пусть даже все было организовано на китайские деньги. Главное, что саммит прошел в Бишкеке, а не в Астане или Шанхае. Потому что опасения, что место проведения саммита могут перенести были самые серьезные из-за митинга оппозиции в Бишкеке. Власти сделали все, чтобы он состоялся в Бишкеке. Митинг разогнали с помощью слезоточивого газа и дубинок, а потом в спешке, отстроили то, что не достроили ранее. Был, даже выдвинут неофициальный лозунг, кто против саммита, тот не патриот Кыргызстана. Поэтому для кыргызстанских властей сам факт проведения саммита был как праздник. Тем более соседи не стали публично поднимать вопрос об американской военной базе «Манас» - головной боли руководства Кыргызстана.
Президент Узбекистана Ислам Каримов также был в своей вечной роли критика Таджикистана и Кыргызстана. На этот раз правительствам двум странам досталось за трансграничные реки. Все это было настолько предсказуемо, что было странно, если бы Ислам Каримов не критиковал соседей. У Ташкента всегда виноваты соседи, только не он сам.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, кажется, просто наслаждался тем, что находится в Бишкеке. Только один раз заявив, что нельзя западные ценности жизни слепо брать и внедрять в нашу жизнь. Что он имел в виду, мало кто понял. Может быть, речь шла, о мини-юбках или же, о пресловутой демократии, которой так боятся среднеазиатские правители.
Президент Казахстана предложил обратить особое внимание на трансграничные реки Амударья, Сырдарья и Иртыш. И по ходу дела создать некие учебные центры по изучения языков, культур и истории стран-членов ШОС.
Президент России Владимир Путин кажется, больше всего ждал военных учений в Челябинской области, а сам саммит его интересовал мало. Наверное, потому что, это был последний его участие в саммите в качестве президента России.
Председатель КНР Ху Цзиньтао единственный из глав государств совершенно искренне наслаждался неофициальной ролью хозяина принимающей стороны. Практически весь Бишкек или, по крайней мере, та часть, что имела прямое отношение к саммиту ШОС, была застроена китайскими рабочими на китайские юани. Китайское руководство спасло политическое лицо официальных властей Кыргызстана, помогая организовать саммит.
В этот раз на саммите было много желающих вступить в члены ШОС. Не только Иран, кому позарез нужно вступить в какую-нибудь значимую региональную межгосударственную организацию, чтобы вырваться из международной изоляции, куда ее загоняет Соединенные Штаты. Вступление Ирана в ШОС было бы полной деморализацией правительства США. Поэтому ШОС пока воздерживается от принятия Ирана в свои ряды. Но и мириться с очередным строительством демократии по-американски на евразийском континенте не собираются.
Примечательно, что идею президента Кыргызстана поддерживать отношения с такими международными организациями как Европейский союз и ОБСЕ полностью проигнорировали все главы государства. Что президент России, что глава казахского правительства акцентировали внимание на сотрудничестве с ООН. Хотя, президент Казахстана отмечал позитивную роль Евросоюза. Но в итоговой декларации саммита был упомянут только ООН.