Замедленное падение
Интернет-журнал "Оазис" ? 22 (90) Ноябрь 2008
Валентина Касымбекова (Душанбе)
Большинство жителей постсоветского пространства озабочены добравшимся до них мировым финансовым кризисом. Он уже вызвал серьезные проблемы в банковских системах, падение курсов национальных валют, остановку предприятий и увольнения. По мнению экономистов, кризис затронет все государства Содружества независимых государств, но в разной степени и с разными последствиями.
В Таджикистане пока специфических проявлений кризиса не заметно. Если в других странах, например, Украине, началась закупка продуктов и дешёвых товаров первой необходимости, то в Таджикистане, наоборот, проявляется снижение розничного товарооборота. Самые высокие темпы роста розничного товарооборота зафиксированы на Украине - 24,5%, а в Таджикистане они составили всего 4,3%.
Также в стране нет массовых увольнений и остановки предприятий. Гигант цветной металлургии - Таджикский алюминиевый завод (ТадАЗ) стабильно наращивает объёмы производства и строит дополнительные цеха. А обменный курс национальной валюты (сомони), даже вырос за этот года на 2 пункта по отношению к доллару, на 20 - по отношению к российскому рублю, и 80 пунктов - по отношению к евро.
В противовес некоторым странам СНГ, Таджикистан также демонстрирует значительное увеличение денежных переводов мигрантов. По сведениям Банка России, Таджикистан стоит вторым в числе лидеров (Узбекистан, Азербайджан и Армения) по объёмам переводов денежных лиц, увеличив его, по сравнению с тем же периодом прошлого года, в III квартале 2008 года на 51%. К слову, денежные переводы физических лиц, осуществляемые через официальные кредитные организации из России в Таджикистан, составляют почти 1/6 ВВП страны.
Однако многие считают, что кризис в стране уже наступил. Экономист Фрида Генкель говорит: «Рост цен на продукты, в том числе на фрукты и овощи местного производства, составил в этом году 200-300%. Значительно, на 30-80% подорожали импортные продукты, а также одежда и бытовая техника. При этом обещанное повышение зарплат обратилось в фикцию, так инфляция превысила небольшой прирост окладов бюджетников».
Действительно, экономические показатели Таджикистана оставляют желать лучшего: объем ВВП за III квартал 2008 года снизился на 3% и составил $3,6 млрд, а официально признаваемая инфляция за 10 месяцев достигла 13,1%.
Для противодействия кризису внутри страны власти пытаются принимать определённые меры. Депутат нижней палаты парламента Галлия Рабиева (Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан) рассказала: «Госбюджетом страны на 2009 год предусмотрено создание Стабилизационного фонда развития экономики при республиканском бюджете и определена его сумма - 261 млн. сомони ($76 млн. 427 тыс. 525). Его наполнение предусмотрено за счет перечисления 20% и 30% от суммы перевыполнения доходных частей утвержденных местных и республиканских бюджетов соответственно. И план уже установлен всем областям и районам республиканского подчинения.
Также правительством намечено формирование и пополнение Государственного фонда материальных резервов Республики Таджикистан и государственных мобилизационных резервов, для чего освобождается от НДС импорт товаров на сумму 50 млн. сомони ($14 млн. 641 тыс. 288). Будет закупаться зерно и горюче-смазочные материалы, которые, в случае кризиса, будут активно реализовываться на рынке.
Также ввоз в страну жизненно важного продукта для населения Таджикистана - пшеницы - будет производиться по НДС, сниженном на 10%. Мы надеемся удержать цены на уровне этого года на ГСМ и питание».
Таджикский экономист Шухрат Наджиев выражает сомнение в эффективности планируемых мер. Он говорит, что «В условиях надвигающего кризиса перевыполнение доходной части бюджета, намеченное за счет повышения сбора налогов, вряд ли возможно. Тем более, что опыт прошедшей морозной зимы показал, что вполне возможны простой и полная остановка многих предприятий из-за нехватки электроэнергии. Соответственно, и сбор доходов, поступающих от всех субъектов хозяйствования, а также налогов физических лиц, может стать проблематичным. Тем более, что повышение доходной части бюджета намечено в основном за их счет. В частности, подоходный налог с физических лиц должен возрасти почти в 2,5 раза, НДС - почти на 60%, а налог на прибыль юридических лиц - на 20%. Как же можно еще эти показатели перевыполнить?».
Однако главный финансист страны полон оптимизма. «Мировой финансовый кризис не может внести изменения в бюджет. Темп развития производства составит 7,1%, а уровень инфляции - 13%», - заявил в парламенте на утверждении государственного бюджета министр финансов Сафарали Нажмуддинов. Специалисты Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан даже утверждают, что цены на муку и пшеницу снизятся.
Специалист Министерства экономического развития и торговли Рахмон Бахронов говорит, что «Таджикистан имеет свою специфику развития экономики. Во-первых, страна не имеет прямого взаимодействия с мировыми банками, во-вторых, у нас практически отсутствует рынок ценных бумаг, и, наконец, в-третьих, наша промышленность не имеет того значения, какое существует в развитых странах.
Тем более, что по поручению президента уже создана, на уровне премьер-министра, правительственная комиссия по вопросам борьбы с преодолением кризисной ситуации. Комиссия должна разработать комплекс мер для снижения последствий кризиса. Антимонопольное ведомство работает с поставщиками, чтобы установить реальные цены поставки и реализации, особенно по ГСМ и продовольствию. Сейчас мы также ведем консультации с партнерами, являющимися поставщиками чувствительных товаров. По нашим прогнозам, до конца этого года и в I квартале 2009 года резких изменений в экономике наблюдаться не будет.
Однако не стоит думать, что кризис нас не затронет совсем. Наши недостатки в экономическом развитии могут усугубить внутренний кризис, если вовремя не принять меры для управления ситуацией. Таджикистан имеет большую уязвимость - мы сильно зависим от других стран в ресурсах, особенно по чувствительным товарам. Национальному и коммерческим банкам необходимо оказать помощь выдачей долгосрочных кредитов по низким процентам сельскохозяйственным и промышленным производителям, животноводческой отрасли, с тем, чтобы обеспечить продовольственную безопасность страны».
Достаточно оптимистично расценивает ситуацию глава миссии МВФ в Республике Таджикистан Аксель Шиммельпфенинг: «Следующий год для Таджикистана будет нелегким. Но есть и положительные стороны - банковская система не столкнется с финансовым кризисом. К концу 2009 года инфляция снизится до 10-12%», - заявил Шиммельпфенинг.
Некоторые политологи предполагают, что Таджикистан может рассчитывать на помощь мировых держав, тем более, что недавно представитель Госдепартамента США Джордж Крол, на встрече с президентом Эмомали Рахмоном заявил, что смена власти в США не отразится на политике Вашингтона в отношении Центральной Азии, поскольку регион имеет чрезвычайно важное значение в стабильности во всей Азии.
Крол заверил таджикского лидера в том, что объемы финансовой помощи государствам региона, невзирая на мировой кризис, не уменьшатся. «Мы подготовим буферную подушку, чтобы кризис не сильно отразился на населении республики. США также заинтересованы в увеличении объемов инвестиций в энергетические проекты. Реализация этих программ равносильна стратегическим капиталовложениям», - заявил представитель Госдепа.
Несколько иное мнение у представителей Всемирного банка. Как сообщил экономист банка по Республике Талжикистан Сунхаршан Канагараджа, банк призвал правительство страны перейти на режим жесткой экономии и воздержаться на ближайшую перспективу от крупных трат на экономические проекты.
«Поскольку Таджикистан является нефтяным импортером, в ближайшей перспективе он сильно выиграет от резкого падения цен на нефть. То же касается ввоза удобрений и продуктов питания. Падение цен сдерживающим образом скажется на инфляции. По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, темпы её роста в Таджикистане в последние месяцы были самыми высокими среди стран бывшего СССР». Отмечая неблагоприятный деловой климат в Таджикистане, Канагараджа призвал президента Эмомали Рахмона «ограничить вмешательство со стороны государства, снять ограничения на предпринимательскую деятельность и диверсифицировать сельскохозяйственный сектор».
Большую опасность ВБ видит в сокращении денежных переводов. «Сначала, - прогнозирует ВБ, - живущие за пределами страны рабочие начнут возвращать свои накопления на родину, что придаст краткосрочный импульс таджикской экономике. Но спад в строительном секторе, вероятнее всего, приведёт к снижению заработков или даже безработице среди таджикских мигрантов, к сокращению объема переводов и к возвращению рабочих на родину. Большой приток безработных рабочих может дестабилизировать политическую ситуацию в стране», - говорится в заявлении Всемирного банка.
Шухрат Наджиев утверждает, что большая часть населения Таджикистана живет натуральным хозяйством и поэтому меньше пострадает. «Население не заденут сокращение спроса на ископаемые ресурсы и продовольствие, поскольку доходы от их реализации идут неизвестно куда, минуя бюджет, и тем более карманы дехкан», - убежден он. - Никто не помешает им работать на своем огороде и разводить скот. Такую жёсткую проверку мы уже прошли в годы гражданской войны, и теперь уже готовы ко всему. Наши мигранты вернутся с деньгами или останутся в стране пребывания, поскольку знают, что им здесь без денег делать нечего».