CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Новые тенденции в российско-казахстанских отношениях.Ч.1.

31 мая 2007

Новые тенденции в российско-казахстанских отношениях.Ч.1.

31 мая 2007, ia-centr.ru

Сыгаева Сания

В российской внешней политике наметились тенденции, свидетельствующие о стремлении Кремля к проведению самостоятельного курса на международной арене. Этому способствует укрепление экономических позиций России, прежде всего благодаря энергетическому фактору. Новые акценты международно-политического курса Москвы и появление в мировой политике фактора сильной и уверенной в себе России не могут не влиять на ее отношения с ведущими государствами мира.

На данном этапе можно говорить о том, что Москва все еще вносит коррективы в свою внешнюю политику, исходя из нового позиционирования на международной арене. В целом изменение поведения России на международной арене заключается в том, что Москва перешла от приспосабливания к новой, радикально меняющейся, ситуации к политике активного участия в формировании той среды, в которой она находится.

Если до недавнего времени Россия все-таки находилась на внешнеполитической орбите Запада, то в настоящее время, как отмечают российские эксперты, «Москва отошла от этой орбиты, пустилась в одиночное плавание и надеется создать собственную планетную систему, встать в ее центре и притягивать какие-то другие небольшие планеты, чтобы они создавали ореол великой державы».

* * *

В последнее время политика России все чаще становится объектом жесткой критики со стороны Запада. Если в недавнем прошлом главной причиной критики в отношении России был отход Москвы от демократического пути развития, то на сегодняшний день в более широком плане этой причиной можно назвать новую роль, которую отводит себе Российская Федерация на международной арене -роль ведущей мировой державы современного мира, имеющей собственное представление о путях решения глобальных проблем.

Переосмысление Москвой своего положения в мире происходит в первую очередь в контексте разногласий с Соединенными Штатами по вопросу нового мироустройства. Если Вашингтон стремится добиться максимального ослабления России, то последняя претендует на статус мирового центра силы, признаваемый международным сообществом, и в первую очередь США.

Россия в отношениях с Вашингтоном готова лишь к «игре в команде» -на условиях равенства, подлинного партнерства, взаимного уважения и учета интересов. По сути, Москва пытается показать США, что с современной Россией выгоднее дружить и сотрудничать.

Необходимо отметить, что Россия начала кардинальный пересмотр своей роли в мировой политике после внешнеполитических неудач в 2003-04 гг. (после потери российских позиций на постсоветском пространстве, что привело к резкому падению значимости РФ в мировом масштабе).

Как следствие, Россия в настоящее время предпринимает целый комплекс мер по возвращению утраченных на международной арене позиций. Во-первых, в Москве провозгласили проведение так называемой инициативной внешнеполитической стратегии под лозунгами «Россия не намерена занимать позицию отстраненного наблюдателя» и «Не стоит от нас ждать роли ведомого». Таким образом, Москва вернулась к политике активного вовлечения в международные дела. При этом Кремль стал значительно больше внимания уделять развитию стратегических диалогов. На данном этапе именно через усиление двусторонних стратегических альянсов, а не многосторонних институтов, Москва видит возможность усиления своих позиций в мире.

Во-вторых, новая энергетическая политика России становится главным инструментом укрепления политического влияния страны на международной арене. На сегодняшний день концепция глобального энергетического лидерства России является краеугольным камнем стратегии Кремля по повышению собственной роли в мировой политике.

Более того, можно говорить о том, что многолетние поиски национальной идеи привели к определению миссии России в современном мире, основанной именно на концепции «энергетической сверхдержавы».

Как следствие, укрепление международных позиций российских топливно-энергетических компаний рассматривается как необходимое условие закрепления позиций за государством. В результате Кремль начал проводить реальную политику оказания им адекватной политической, правовой и административной поддержки. Наиболее ярко это просматривается на примере «Газпрома» и «ЛУКОЙЛа» в их проникновении в страны постсоветского пространства.

Принимая во внимание тот факт, что Россия является на сегодняшний день крупнейшим в мире экспортером газа, можно говорить о том, что именно «газовая политика» наиболее отчетливо демонстрирует новый подход Москвы, когда энергоресурсы становятся главным инструментом давления и влияния России, в особенности на постсоветском пространстве, а в перспективе и на международной арене.

В-третьих, Россия вновь стала активно позиционировать себя в качестве культурно-цивилизационного моста между Европой и Азией, а также между Западом и мусульманским миром.

При этом основной акцент делается на Азию. Как часто говорят в Москве, в условиях, когда процесс глобализации приобретает «азиатское лицо», этот регион становится одним из важнейших направлений внешней политики России.

Таким образом, на данном этапе в поведении России на международной арене стала прослеживаться более жесткая и уверенная линия по отстаиванию своих национальных интересов. Произошедшие сдвиги в российской позиции ведут не просто к ухудшению отношений с США и ЕС, привыкших за последние почти два десятилетия к бесконечным уступкам со стороны Москвы, но и в некотором плане к возвращению геополитического и геоэкономического соперничества.

Можно говорить о том, что мировое сообщество, в первую очередь западные столицы, переживает переходный период в их восприятии России. Если после распада Советского Союза Россия вызывала беспокойство у Запада из-за своей слабости, то сегодня наблюдается ситуация, когда усиление экономических позиций Москвы причиняет им проблемы уже иного плана.

Кроме того, саммит «Большой Восьмерки» в 2006 г. уже на данном этапе показал, что Россия не намерена никоим образом изменять свою внутреннюю и внешнюю политику под воздействием Запада.

Таким образом, в настоящее время решается вопрос о том, примут западные столицы «усиление» Москвы и начнут сотрудничать с ней как с равноправным себе партнером или будут пытаться сдерживать рост ее мощи.

Однако, исходя из того, что Россия сводит свою мощь в первую очередь к обладанию колоссальными энергетическими ресурсами, весьма сложно говорить о том, что она в скором времени займет достойное место в мировой политике. Кроме того, в условиях, когда энергоресурсы рассматриваются в качестве главного инструмента Москвы по продвижению своих геополитических интересов, будет еще сложнее добиться от стран Запада признания за Россией статуса ведущей мировой державы.

Исходя из этого, главным критерием успеха энергетической политики Москвы будет способность Кремля реинвестировать доходы от сырьевого экспорта в реальную модернизацию страны.

Поэтому изменение позиции Запада по отношению к РФ в большей степени зависит от того, насколько Кремль в состоянии, во-первых, наполнить реальным содержанием мощь своей страны, во-вторых, провести политические реформы в стране и, в-третьих, улучшить международный имидж России.

Азиатское направление

Важным индикатором изменения внешней политики России стала ее активизация в азиатском направлении. Главной причиной этого является осознание Москвой наличия «реальных глубоких интересов России» в азиатском регионе. Не в последнюю очередь это обусловлено отсутствием прогресса в российско-европейских отношениях и в целом некоторым разочарованием политической элиты России в стратегическом партнерстве с ЕС.

Безусловно, речь идет не о замене западных внешнеполитических приоритетов России восточными, а скорее о необходимости уравновешивания усилий по развитию европейского и азиатского векторов сотрудничества.

Следует подчеркнуть тот факт, что в Москве стали признавать за Азией роль одной из главных движущих сил современного мира. Исходя из этого, в настоящее время происходит переосмысление значения азиатского региона для развития России.

В целом можно говорить о том, что на данном этапе в Москве заняты формированием стратегии активного «вхождения» России в современные азиатские процессы.

Москва в последнее время уделяет повышенное внимание экономическому подъему восточной части страны, на которую приходится 80% всей территории России и в недрах которой сконцентрировано большинство природных богатств. Поэтому главной целью российской политики на азиатском направлении является подъем Сибири и Дальнего Востока (СДВ), имеющих стратегическое значение для развития России в XXI веке.

Одновременно в Москве осознают, что только через модернизацию СДВ возможно эффективное вовлечение страны в Азию. В противном случае, существует опасность того, что эта часть страны будет просто «поглощена» стремительно растущей азиатской, и в особенности китайской, экономикой.

Уже на сегодняшний день дальневосточный регион РФ участвует в интеграционных процессах, в большинстве своем ориентированных на Китай. В целом же на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) приходится 85% всей внешней торговли российского Дальнего Востока, а его экономиxеские отношения с соседями гораздо интенсивнее, чем с европейскими регионами России. Таким образом, в Москве наконец приступили к решению проблемы дезинтеграции европейской и азиатской частей страны.

Главная ставка в процессе развития СДВ делается Москвой на освоение энергетических ресурсов региона. На Восточную Сибирь и Дальний Восток приходится 84% геологических запасов угля, от 40 до 50% нефти, 14% природного газа и 76% гидроэнергетических ресурсов России. По сути, речь идет об открытии Россией своей природной кладовой для внешнего мира, прежде всего для стран Азии.

Учитывая тот факт, что сегодня более 90% экспортируемых российских энергоносителей поставляется в страны Европы, стратегической целью Москвы является проникновение на азиатский энергетический рынок. В целом Россия планирует увеличить долю стран Азии в российском экспорте нефти с сегодняшних 3 до 30% к 2020 г. (до 100 млн тонн) и природного газа с 5 до 25% (до 65 млрд куб. м).

В настоящее время Министерством промышленности и энергетики РФ и ОАО «Газпром» разрабатывается комплексная программа освоения нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, целью которой является обеспечение энергоресурсами внутреннего рынка России и выход в АТР, в первую очередь в Китай Одновременно разрабатывается программа развития восточной энергетической инфраструктуры, принимающая в условиях нового позиционирования России жизненно важное для нее значение.

В частности, речь идет о создании в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения, ориентированной на экспорт в страны Азии.

Другим проектом, имеющим геополитическое значение для России и фактически являющимся «окном в Азию», является строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан. Протяженность нефтепровода будет составлять 4188 км, а пропускная способность - 80 млн тонн нефти в год, из которых 30 млн тонн будет поставляться в Китай.

Москва также рассчитывает на то, что развитие энергетической инфраструктуры на территории СДВ позволит начать реализацию крупнейших проектов в сфере промышленного производства, включая Богучанское электрометаллургическое объединение, Богучанский ЦБК, Богучанский газоперерабатывающий комплекс, Тайшетский алюминиевый завод, Амурский целлюлозный завод и Амурский металлургический комбинат.

Продолжение следует

ia-centr.ru

Предыдущая статьяСекреты Семьи Назарбаева
Следующая статьяАФГАНИСТАН: СУДЬБУ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ОПРЕДЕЛИТ ВЕРХОВНЫЙ СУД