Пакистан в ожидании результатов президентских выборов
16 октября 2007, Институт Ближнего Востока
Н.A. Замараева
6 октября в Исламской Республике Пакистан были проведены президентские выборы. Согласно Конституции 1973 г., главу государства избирала коллегия выборщиков, состоящая из депутатов верхней (сенат) и нижней (Национальная ассамблея) палат парламента, а также четырех провинциальных ассамблей - Пенджаба, Синда, Северо-Западной пограничной провинции и Белуджистана.
На высший государственный пост претендовали пять официально зарегистрированных кандидатов. Большинство голосов набрал действующий президент П. Мушарраф.
Перед П. Мушаррафом стояло несколько задач: провести выборы; выиграть выборы; признать выборы легитимными, т.е. утвержденные Верховным судом страны.
С первой задачей он справился блестяще - выборы прошли, несмотря на угрозу их срыва. В целом, путь к соглашению с оппозицией был долгим и трудным. Сегодняшняя оппозиция в Пакистане представляет широкий спектр политических партий: от блока исламистских партий «Муттахида Маджлис и Амаль»/Объединенный комитет действия (ММА), старейшей в стране партии «Джамаат-и Ислами Пакистан»/Исламское общество Пакистана (ДИП), Мусульманской лиги Наваза Шарифа (МЛ(Н)) до Пакистанской народной партии бывшего (ПНП) премьер-министра Б. Бхутто и т.д. Правящая администрация взяла курс на урегулирование взаимоотношений с массовой Пакистанской народной партией (ПНП) и ее председателем Б. Бхутто, видя в ее лице будущего премьер-министра страны. Переговоры начались еще в январе текущего года. Обе стороны выдвигали жесткие требования, но в результате компромисс был найден, и 5 октября, за день до президентских выборов, на стол президента лег Декрет о национальном согласии/ National Reconciliation Ordinance, что и открыло путь к проведению выборов.
Следует отметить, что участие в выборах парламентариев - членов ПНП позволило, в целом, выборам состояться. Многие депутаты национальных ассамблей провинций, члены других политических партий подали в отставку, отказавшись от участия в выборах в знак протеста против планов администрации генерала Первеза Мушаррафа править страной еще пять лет. Национальная ассамблея Северо-Западной пограничной провинции была на грани роспуска по инициативе некоторых ее депутатов - членов оппозиционных партий Джамаат-и улема-и- ислам (Ф)/ Jamiat Ulema-i-Islam (F) и Джамаат-и-ислами/ Jamaat-i-Islami(1). Таким образом, в целом к урнам для голосования 6 октября подошли 702 из 1170 депутатов обеих палат парламента и национальных провинциальных ассамблей.
Вторая цель также была достигнута - П. Мушарраф набрал 55% голосов.
Что касается третьей цели, то, согласно Конституции 1973 г., на пост президента Исламской Республики Пакистан может быть избрано только гражданское лицо. В настоящее время генерал П. Мушарраф занимает два высших государственных поста - главы гражданской исполнительной и военной властей (президента и начальника штаба сухопутных войск). Срок его полномочий в качестве президента Пакистана истекает 15 ноября с.г. Еще до начала предвыборной кампании во избежание нарастающего недовольства оппозиции П. Мушарраф публично заявил, что уйдет в отставку с поста начальника штаба армии, перед тем как принесет присягу в качестве президента ИРП на следующие пять лет. Но именно военная форма президента П. Мушаррафа продолжает вызывать столь ожесточенную политическую борьбу в стране. Слушания Верховного суда назначены на 17 октября.
Еще 29 сентября, в период завершения рассмотрения списков кандидатов на пост президента Пакистана, коллегия судей Верховного суда шестью голосами против трех вынесла положительное решение по вопросу о конституционности выдвижения кандидатуры генерала П. Мушаррафа и его участии в выборах. Казалось бы, вопрос снят. Однако не следует забывать о натянутых отношениях П. Мушаррафа с главой судебной власти Пакистана Ифтикхаром Мухаммадом Чаудхри. С 24 марта по 20 июля текущего года последний был временно отстранен президентом по обвинению в должностных преступлениях. Вернувшись в председательское кресло, верховный судья под благовидным предлогом не принимал участия в голосовании в конце сентября. В то же время уже после проведения президентских выборов, 11 октября с.г., И.М. Чаудхри поставил под сомнение законность Декрета о национальном примирении, заявив, что «Верховный суд должен заслушать пять петиций, ставивших под сомнение законность данного декрета,.. и только суд вправе принять решение, соответствуют ли декрет и его положения Конституции»/ "ordinance and its provisions are beyond the constitution"(2). Таким образом, Верховный суд оставляет за собой право:
во-первых, вынесения решения о легитимности участия генерала П. Мушаррафа в президентских выборах;
во-вторых, решения политической судьбы Б. Бхутто, т.к. председатель Верховного суда И.М. Чаудхри заявил 11 октября в интервью, что «:амнистия, предоставленная Декретом, не может быть признана законной», если «настоящий суд примет решение, что Декрет и его положения противоречат Конституции». Более того, если суд подтвердит обвинения в коррупции, предъявленные Б. Бхутто еще в 90-е годы бывшим премьер-министром Пакистана Наваз Шарифом, то ей грозит тюремное заключение сроком до 20 лет(3).
Сегодня многие в Исламабаде задаются вопросом: вернется ли Б. Бхутто в свой родной дом в Карачи 18 октября, как ею было первоначально запланировано, или прислушается к просьбе президента П. Мушаррафа дождаться решения Верховного суда. В интервью одному из местных телеканалов 10 октября П. Мушарраф заявил, что «мы должны преодолеть временные трудности: Она (Б. Бхутто) должна вернуться после принятия решения Верховным судом»(4).
Прагматизм президента Первеза Мушаррафа известен. Он отчетливо понимает бесперспективность любых шагов, противоречащих сегодня общественному мнению, начиная с момента снятия с поста Главного судьи Верховного суда до проявления любых форм военных действий во внутренней и внешней политике. Июльская военная операция, направленная на подавление исламских экстремистов в Красной мечети в Исламабаде, не прибавила авторитета президенту П. Мушаррафу в глазах народа.
Таким образом, напрашивается вопрос - кто в доме хозяин? Избранный президент, ожидающий решения Верховного суда; парламент, нынешний состав которого рутинно выполняет свои функции до будущего года, т.к. на 15 января 2008 г. назначены всеобщие выборы, или Верховный суд, который не торопится с утверждением кандидата на пост главы государства?
Страна притихла в ожидании...
1) Dawn, 08.10.07.
2) BBС, 12.10.07.
3) BBС, 12.10.07.
4) ВВС, 11.10.07.