CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

eurasianhome.org

СУЕТА ВОКРУГ ИРАНА

17 октября 2007

СУЕТА ВОКРУГ ИРАНА

17.10.2007, Евразийский дом

ШАМСУДИН МАМАЕВ, МОСКВА

10 октября Владимир Путин встречался в Москве с президентом Франции Николя Саркози, 12 октября - с госсекретарем США Кондолизой Райс и главой Пентагона Робертом Гейтсом, 15 октября он прилетел в Висбаден на встречу с канцлером Германии Ангелой Меркель, а на следующий день отправился в Тегеран на саммит прикаспийских государств.

Суета вокруг иранской «ядерной угрозы» присутствовала на всех этих встречах. В Висбадене немецких журналистов интересовал уже не столько «Петербургский диалог» германского бизнеса с российскими министрами в местном Курхаусе, сколько ответ на вопрос, полетит ли российский президент в Тегеран, где его ждут шахиды-смертники. Российский президент был невозмутим - он заставил мир ждать своего ответа вплоть до заключительной пресс-конференции, чтобы небрежно бросить журналистам: «Да, чуть не забыл. Я, конечно, еду в Иран. Если бы я все время слушал разные угрозы и рекомендации спецслужб, из дома не выходил бы!». Российским «спецслужбам впору подумать о том, как бы держать свои рекомендации при себе», - подвели свой итог этой путинской ремарке «Известия».

Вообще-то спецслужбы не раз сообщали о готовившихся покушениях на Владимира Путина. Так, в 2000 году, по сообщению украинских спецслужб, было предотвращено покушение на Путина в Ялте. А годом позже о том же сообщили спецслужбы Азербайджана. В 2003 году полиция в Лондоне арестовала двух подозреваемых в подготовке покушения на российского лидера. Но в этот раз о готовившемся покушении в Тегеране сообщили почему-то российские спецслужбы, а не иранские. Последние, наоборот, это опровергли. «Сообщения, опубликованные некоторыми средствами массовой информации, абсолютно беспочвенны. Речь идет о части психологической войны, инициированной вражескими элементами, желающими нанести ущерб отношениям Ирана и России», - заявил, например, представитель МИД Ирана Саид Мохаммад Али Хосейни.

Однако поскольку вся кампания была инициирована «Интерфаксом», сославшимся на источник в российских спецслужбах, то ни о каких «вражеских элементах» говорить не приходится. Скорее, можно сказать, что эта утечка информации в «Интерфакс» была неким «сигналом Москвы» как Западу, так и Ирану.

Поскольку этот же сигнал поступил, когда Путин еще летел в Висбаден и был «аннулирован» лишь по завершении его переговоров с германским канцлером, то не исключено, что Ангела Меркель могла предотвратить полет российского президента в Иран. Хотя, что конкретно она должна была для этого сказать или сделать, остается пока загадкой.

«Ось мира» «Париж-Берлин-Москва», сложившаяся в период подготовки американо-британского вторжения в Ирак, похоже, не выдерживает испытания Ираном. Франция стала «посредником Белого дома и заговорила еще более жестким, более горячим и нелогичным тоном, чем Вашингтон», - констатировало в прошлом месяце Государственное информационное агентство Ирана IRNA. Причиной этого стало нашумевшее заявление нового главы МИД Франции Бернара Кушнера, который непосредственно перед вылетом в Москву заявил, что на сегодняшний день не существует большей угрозы, чем иранская ядерная бомба и «нужно готовиться к худшему. А худшее - это война». Правда, после переговоров в Москве он постарался сгладить углы и позже даже извинился перед своим иранским коллегой, однако факт остается фактом: Париж выступил за скорейшее введение односторонних санкций Евросоюза против Тегерана и, чтобы перетащить на свою сторону Германию, заявил о своем намерении обсудить этот вопрос на встрече глав МИД ЕС 15 октября с.г. Ибо Берлин ранее решил отказаться от санкций в отношении Тегерана, чем вызвал приступ военной истерии у Вашингтона. Обратите внимание на дату - случайно или нет, но российский президент прилетел в Висбаден как раз 15 октября.

Увы, но Путин, похоже, опоздал: «Мы должны решать проблему путем переговоров, но должны быть готовы прибегнуть к дальнейшим санкциям, если Иран не уступит», - заявила Ангела Меркель российскому президенту уже в приветственном слове. «Иран угрожает безопасности Израиля, и для меня как канцлера Германии это неприемлемо», - объяснила она в этот же день свою позицию немцам в интервью для газеты «Die Welt».

Что ж, Иран действительно угрожает безопасности Израиля, однако корень иранской ядерной угрозы лежит в иной плоскости - Владимир Путин неслучайно ссылается на северокорейский прецедент. Поскольку если Иран пошел по пути КНДР и создает сейчас ядерное оружие, то он это делает не для нападения на Израиль, а для сдерживания Америки. К сожалению, Запад не желает этого видеть: выступая на днях в Еврейском институте национальной безопасности в Вашингтоне, министр обороны США Роберт Гейтс назвал Иран «фанатичной теократией» и подчеркнул, что до сих пор не встречал иранского политика, который бы придерживался умеренных взглядов. «Против такого режима необходим единый фронт. Только сообща можно будет заставить Иран отказаться от ядерных амбиций. Необходимо также усилить дипломатическое и политическое давление. Вдобавок, как говорил президент Буш, в отношении этого режима нельзя отказываться от каких-либо возможных действий», - заявил министр обороны США. И по мере того как Париж и Берлин все явственнее сдвигаются в сторону Вашингтона, Москве становится все сложнее играть роль «честного брокера» между Западом и Востоком.

По большому счету, Роберт Гейтс не прав, хотя иранский президент Махмуд Ахмадинежад, безусловно, не является умеренным политиком, тем не менее, призывая «стереть Израиль с карты мира», он следует по стопам великого аятоллы Хомейни. Однако последнему ненависть к еврейскому государству отнюдь не помешала объявить в свое время ядерное оружие вне закона и запретить его производство. Но сейчас наступили другие времена - времена, когда войска «Великого сатаны» уже стоят на западной и восточной границах Ирана и грозят оттуда Тегерану «иракским сценарием». Поэтому я бы ничуть не удивился, если бы как раз самые верные последователи Хомейни втайне возжелали бы атомной бомбы.

Ибо, как говорит русская поговорка, на Бога надейся, а сам не плошай. «Пугать иранский народ - бесперспективное дело, они не боятся, поверьте мне!», - объяснял журналистам в Висбадене свою позицию Владимир Путин. Я бы сказал по-другому: чем больше будет военной суеты вокруг Ирана, чем больше угроз, проклятий и экономических санкций будет обрушивать на его «фанатичную теократию» Запад, тем интенсивнее будут работать иранцы над ядерными разработками. Мы это знаем из истории СССР, мы это видим на примере КНДР. Поэтому неоконовские ястребы неслучайно бьются в истерике - уже скоро Иран станет так же неуязвим для «иракского сценария», как и КНДР. И хотя ничего хорошего Ближнему Востоку это в общем-то не предвещает, однако это еще не самый худший сценарий. Поскольку превентивный воздушный удар по иранским ядерным объектам со стороны США или Израиля грозит куда более худшим сценарием - как минимум новым Чернобылем.

Хотя приезд Владимира Путина в Тегеран был связан с проходившим там саммитом прикаспийских государств, однако главная интрига все же была связана с иранской ядерной программой - со строительством россиянами первой атомной электростанции Ирана, Бушерской АЭС. Еще в марте этого года Москва должна была поставить в Бушер ядерное топливо, а в ноябре сдать АЭС в эксплуатацию. Но, ссылаясь на невыполнение Тегераном каких-то обязательств по оплате, Москва не спешит выполнять свои обязательства. «Бушерская АЭС обязательно будет достроена», - пообещал Путин в Тегеране.

Однако на просьбу иранского журналиста пообещать, что ядерное топливо на АЭС будет поставлено до истечения его президентских полномочий, Владимир Путин ответил насмешкой: «Я обещания давал только своей маме, когда был маленьким мальчиком».

Ночью 6 сентября этого года эскадрон израильских истребителей-бомбардировщиков пересек сирийскую границу и отбомбился по пустыне в 50 милях от сирийско-иракской границы. Что они бомбили, точно никто не знает - как Тель-Авив, так и Багдад не признают даже факт бомбежки. Но аналитики все увереннее говорят, что израильская авиация бомбила по какому-то ядерному объекту в Сирии - предположительно по строящемуся атомному реактору. Это уже не первая израильская операция такого рода - в 1981 году они уничтожили атомный реактор «Озирак» в Багдаде. И явно не последняя - думается, именно поэтому Москва не спешит с завершением строительства и поставкой ядерного топлива на Бушерскую АЭС. Чтобы не появился в Иране и на юге России свой Чернобыль.

Автор - политический обозреватель "Евразийского Дома"

eurasianhome.org

Предыдущая статьяКазахстан: Богатство для немногих
Следующая статьяИсторик Тимоти Гартон Эш: «На мировой арене не хватает четкого и уверенного голоса Европы»