Рост ВВП снизился до 3,9%Нигмат РАМАЗАНОВ
21 ноября 2008г. ? 45 (823) :: Деловая Неделя
Тенденция замедления отечественной экономики приобрела устойчивый характер. За последние 18 месяцев темпы прироста реального ВВП снизились с 10,5 до 3,9%, вопреки стабилизационным мерам правительства и клятвенным обещаниям чиновников удержать рост экономики на уровне не менее 5%. По этому показателю мы не только потеряли лидирующие позиции в рейтинге Статкомитета стран Содружества, а переместились на последнее место.
Г-н Султанов называл скептиков «нострадамусами», но сам в итоге не стал Сивиллой
Данные Агентства по статистике касательно основного индикатора состояния экономики оказались намного хуже, чем можно было предполагать. Объем ВВП в январе-сентябре текущего года, по его оперативным данным, оценивается в 11,6 трлн. тенге с ростом на 3,9% по отношению к соответствующему периоду 2007 года. Напомним, что по итогам первого квартала темпы прироста реального ВВП составляли 6%, первого полугодия - 5,4%, а в аналогичном периоде 2007 года - 9,7%.
Показатель роста экономики по итогам 9 месяцев сложился намного ниже последних прогнозов правительства, не говоря уже о более ранних. Тем более удивительным на этом фоне выглядело недавнее выступление премьер-министра в сенате парламента. «Приняв по поручению главы государства комплекс стабилизационных мер, мы не допустили резкого замедления темпов роста экономики и кризиса отечественной финансовой системы. В настоящее время экономика страны развивается в заданных параметрах»,- заявил сенаторам глава Кабинета министров.
Трудно предположить, что г-н Масимов забыл о своих публичных обещаниях не допустить снижения темпов роста экономики ниже 5% по итогам года. Еще менее вероятным представляется тот факт, что премьер-министр, выступая в сенате через месяц после окончания квартала, не знал хотя бы предварительных оценок роста экономики. Поэтому остается лишь догадываться, какими соображениями он руководствовался, заявляя о том, что «экономика страны развивается в заданных параметрах».
Развитие экономики страны в первой половине года происходило на фоне исключительно благоприятной ценовой конъюнктуры на экспортируемые Казахстаном товары. Мировые цены на большинство наших товаров выросли до заоблачных высот, намного превысили прогнозируемый уровень. В частности, стоимость нефти сорта Brent сложилась почти в 2 раза (!) выше уровня, заложенного первоначально при формировании бюджета на текущий год. Значительно выросли цены на черные и ряд цветных металлов, а также на зерно, являющиеся вторым и третьим по значимости экспортным товаром страны.
Стимулов для наращивания объемов производства продукции было в тот период более чем достаточно, однако благоприятная ценовая конъюнктура не отразилась аналогичным образом на отечественной экономике, за исключением экспорта, где сохранилась высокая динамика. Темпы прироста реального валового внутреннего продукта не только не ускорились, а значительно замедлились. Начиная со второй половины июля ценовая конъюнктура начала резко ухудшаться, что, естественно, уже объективно отразилось на дальнейшем торможении роста. Резкое ухудшение показателя роста экономики в истекшем периоде года было обусловлено замедлением практически во всех отраслях и видах деятельности, кроме сферы внешней торговли. Так, темпы прироста промышленности снизились до 3%, строительства - до 3,9%, розничного товарооборота - до 2,7%. При этом объем валовой продукции сельского хозяйств уменьшился на 4,3%. Наибольшее влияние на динамику экономики оказало резкое замедление роста в строительстве и финансовом секторе, а также спад объемов в аграрном секторе. В целом темпы прироста производства товаров по сравнению с аналогичным периодом 2007 года снизились с 10,2 до 2,3%, производства услуг - с 8,8 до 4,8%.
Структура произведенного ВВП в истекшем периоде претерпела заметные изменения по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. В структуре экономики возросла доля промышленности и сельского хозяйства, снизилась доля строительства. В целом доля производства товаров в структуре ВВП выросла до 47,9% по сравнению с 44,4% на аналогичную дату прошлого года, доля производства услуг снизилась с 53,7% до 50,2%. Изменения структуры экономики были обусловлены как различными темпами роста этих секторов, так и изменением цен на товары и услуги.
Что касается результатов 9 месяцев в других сферах деятельности, по которым данные представляются на месяц позже, то они выглядят следующим образом. Внешнеторговый оборот Казахстана в январе-сентябре составил около 84,2 млрд. долларов и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 46,4%. При этом экспорт вырос на 66,10% и составил порядка 56,2 млрд., а импорт - на 18,3% до уровня порядка 28,1 млрд. долларов.
Основным фактором, оказавшим позитивное влияние на рост внешнеторгового оборота Казахстана, стала благоприятная для казахстанских экспортеров конъюнктура на мировых рынках сырья. При этом в результате замедления роста инвестиций, падения деловой активности и платежеспособности населения темпы роста импорта были относительно невысокими. В основном в результате влияния этих двух факторов положительное сальдо внешнеторгового оборота выросло почти до 28,1 млрд. против порядка 10,1 млрд. долларов США год назад на аналогичную дату.
Высокие мировые цены и рост экспорта способствовали сохранению масштабной динамики стоимостного объема ВВП, несмотря на резкое замедление темпов роста в реальном выражении. Этот показатель увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2007 года более чем на четверть (на 29,5%). А рекордный профицит торгового баланса позволил без заметных осложнений пройти пик выплат по внешним долгам, нарастить объем валютных резервов Национального банка, активов Национального фонда, поддерживать стабильность обменного курса национальной валюты по отношению к доллару США.
Резкое замедление импорта, как было сказано, отчасти объясняется падением покупательной способности населения. По оценке статистиков, среднемесячная номинальная заработная плата в январе-сентябре 59525 тенге и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 17,9%. Однако весь прирост был «съеден» инфляцией. В реальном выражении заработная плата за этот период снизилась на 1,1%. При этом рост реальных денежных доходов населения за этот период оценивается статистиками в 2,9%.
Сказанное дает основание утверждать, что в целом итоги социально-экономического развития страны по итогам 9 месяцев оказались самыми неудачными за последние девять лет. Темпы прироста экономики в реальном выражении снизились более чем в два раза по сравнению с прошлым годом, значительно ухудшились и другие основные макроэкономические показатели, в том числе динамика роста реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения.
Заветные 5%
Ухудшение ситуации в отечественной экономике чиновники объясняют влиянием кризиса на мировых финансовых рынках, но это далеко не главная и не единственная причина происходящего. Хотя бы потому, что финансовые неурядицы среди стран СНГ затронули почему-то в основном Казахстан, экономика которого преподносилась нашими властями едва ли не самой реформированной на постсоветском пространстве.
Судя по данным Статкомитета СНГ, «менее реформированные» экономики наших близких и дальних соседей практически не ощутили на себе последствия глобального финансового кризиса. Экономическая ситуация в странах Содружества в целом складывалась благоприятно, хотя темпы роста несколько снизились. В среднем по странам Содружества ВВП в указанном периоде увеличился на 7% в реальном выражении (в январе-сентябре 2007 года рост составлял 9%). Наиболее высокие темпы прироста ВВП среди стран СНГ, по которым имелись данные, наблюдались в Азербайджане (15%), Беларуси (10,7%) и Армении (10,3%). Рост экономики Узбекистана составил 9,4%, России - 7,3%, Таджикистана - 7,2%, Украины - 6,9%, Кыргызстана - 6,6%. Выше, чем в Казахстане, были темпы прироста ВВП в первом полугодии в Молдове (5,4%), а в Грузии этот показатель за январь-август составлял 9,3%.
Не лучше выглядят рейтинги Казахстана и по другим основным макроэкономическим показателям, характеризующим социально-экономическое развитие стран за 9 месяцев. Производство промышленной продукции в среднем по странам СНГ выросло на 6%, в Казахстане - на 3,0%, инвестиции в основной капитал возросли на 13 и 8,2%, перевозки грузов - на 4 и 3,1%, розничный товарооборот - на 16 и 3,3% соответственно. Индекс потребительских цен (в годовом исчислении) в среднем по странам СНГ оценивается в 117% против 119,2% в Казахстане. Инфляция выше, чем в нашей стране, наблюдалась в Таджикистане, Украине, Кыргызстане и Азербайджане.
То, что Казахстан оказался в хвосте списка стран СНГ по темпам роста экономики,- это в первую очередь закономерный результат проводимой властями экономической политики. Ведь, к примеру, никто не тянул нас за уши в ловушку больших внешних займов, тем более что страна располагала собственными ресурсами, которые выводились за границу и работали на экономику развитых стран. Если хотя бы часть этих денег, которые копились на черный день, мы направили на кредитование собственной экономики, то объем внешних заимствований мог бы быть не столь масштабным, а влияние финансового кризиса - минимальным.
Кризис затронул Казахстан в таком масштабе еще и потому, что тучные годы не были в полной мере использованы для решения ключевой проблемы отечественной экономики. О необходимости активизации структурной перестройки, направленной на повышение конкурентоспособности, снижение сырьевой зависимости экономики, много говорилось, но мало что было сделано. Все это наряду с другими просчетами привело к тому, что рост экономики начал замедляться еще до падения мировых цен на товарных рынках.
Во многом именно из-за колоссального внешнего долга Казахстан одним из первых среди наших соседей ощутил влияние кризиса ликвидности на мировых финансовых рынках. Объективно же последствия кризиса стали негативно отражаться на нашей экономике лишь в последние месяцы, когда началось резкое падение мировых цен на сырьевые товары. Поэтому нельзя все просчеты внутренней экономической политики списывать на глобальный кризис. Было бы намного полезнее признать собственные ошибки, и начать их активно исправлять. Что же касается перспектив экономического роста Казахстана, то они в последние месяцы резко ухудшились вслед за падением мировых цен на товары. Снижение спроса на продукцию ряда предприятий может привести к еще большему замедлению в основном секторе экономики, в первую очередь в обрабатывающей промышленности, где и без этого наблюдалось сокращение объемов производства. Ряд отечественных предприятий уже объявили о переходе на сокращенный режим работы со всеми вытекающими из этого последствиями.
Надежд на сохранение приемлемых темпов экономического роста становится все меньше. Еще в конце прошлого года, когда кризис ликвидности на мировых финансовых рынках уже стал очевидностью, правительство рассчитывало на сохранение высоких темпов роста. Так, на текущий год рост экономики прогнозировало на уровне 9,6% в реальном выражении.
Однако уже через два-три месяца от былого оптимизма не осталось и следа. Вначале чиновники говорили о поддержании роста в коридоре 5 - 7%, затем - 5 -6%, а при корректировке бюджета остановились на 5%. Следует отметить, что при этом говорилось о том, что якобы замедление соответствует задаче по обеспечению сбалансированного роста экономики. Хотя было понятно, что это ни что иное, как желание выдать действительное за желаемое.
Цифра в 5% стала своего рода рубежом для Кабинета министров. Чиновники в один голос обещали удержать рост экономики в текущем году на уровне не менее 5%. Помнится, г-н Султанов, министр экономики и бюджетного планирования, обещал, «что правительство приложит все усилия для того, чтобы мрачные прогнозы некоторых «Нострадамусов» о снижении роста нашей экономики до уровня ниже пяти процентов не сбылись».
Выходит, правительство не приложило всех усилий. И, как ни грустно констатировать, правы оказались именно «Нострадамусы», как их называет министр, а не глава экономического ведомства, располагающий полной информацией о состоянии отечественной экономики. Очевидно, рассчитывать на ускорение роста в четвертом квартале не приходится. В условиях ухудшающейся внешней конъюнктуры может получиться так, что по итогам года темпы роста экономики упадут ниже даже не 5, а 3%. Возникает ощущение, что ни премьер, ни возглавляемое им правительство до конца не понимают, почему так резко снизились темпы экономического роста. Более того, не знают, как вывести страну из этого состояния.