CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Телефонные войны: Алиев наносит ответный удар

22 ноября 2008

Телефонные войны: Алиев наносит ответный удар,

21 ноября 2008г. ? 45 (823) :: Деловая Неделя, Казахстан ::

«слив» прослушиваемые телефонные номера после запрета прокуратуры публиковать содержание «прослушки»

На прошлой неделе Генеральная прокуратура Казахстана сделала официальное заявление всем средствам массовой информации, в котором заявила о недопустимости публикации переговоров «прослушки», распространяемых экс-зятем президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Рахатом Алиевым в Интернете. В ответ на этой неделе Рахат Алиев «слил» сразу несколько списков телефонных номеров и электронных адресатов, переданных, по его словам, ему покойным руководителем специальной информационной службы (СИС) КНБ РК генералом Мажреновым, повесившимся на собственном белье в июле этого года в СИЗО КНБ Астаны. В числе прослушиваемых этой службой оказался не только сам генеральный прокурор Рашид Тусупбеков, но и глава государства.

«Распространение и размещение средствами массовой информации... материалов, как правило, полученных преступниками противоправными способами и, соответственно, являющихся незаконными, по сути, способствуют преступным элементам в достижении их преступных целей, что нарушает конституционные нормы и влечет уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность виновных в этом лиц, - говорится в заявлении прокуратуры. - Исходя из указанных обстоятельств, Генеральной прокуратурой 8 ноября 2007 года было распространено официальное заявление, где собственникам средств массовой информации и их редакционным коллективам предлагалось не допускать нарушений требований законодательства, исключить случаи причинения ущерба правам, свободам и охраняемым законом интересам граждан Казахстана». Далее отмечается, что, не- смотря на все эти предупреждения, «газетами «Тасжарган» и «Свобода слова» в сентябре и октябре 2008 года допущено, опубликование незаконных распечаток записей телефонных разговоров граждан, составляющих тайну их личной жизни, размещенных в Интернете скрывающимся от правосудия преступником Алиевым Р.», в связи с чем «12 ноября 2008 года главным редакторам указанных печатных изданий даны соответствующие разъяснения закона».

Как заявила прокуратура, «факты преступных деяний Алиева Р. и его подельников полностью подтверждены и доказаны судом». «В частности, судом достоверно установлено, что Алиев и организованная им преступная группа, незаконно приобретя специальные технические средства съема информации с мобильных и стационарных устройств, вели незаконное прослушивание и запись разговоров, в том числе ведущихся с телефонов и других переговорных устройств, - сообщается в заявлении. - Фактически, объектом прослушивания преступной группы Алиева Р. мог стать либо был любой гражданин Казахстана или находящийся на территории нашего государства иностранец, поскольку технические возможности указанных средств позволяли контролировать телефонные сети всех телефонных операторов без исключения. Таким образом, на настоящий момент не исключается вероятность нахождения в «архиве» Алиева Р. материалов записей телефонных переговоров любого гражданина Казахстана или иностранца, независимо от их социального положения и политических воззрений».

Впрочем, чтобы автоматически не подтверждать аутентичность ставших достоянием общественности записей, представляющих крупных казахстанских чиновников в крайне неприглядном свете, в заявлении прокуратуры, видимо, особенно подчеркивается тот факт, что она «не исключает возможность монтажа и подделки этих материалов». «При этом не зависимо, являются ли эти записи достоверными либо ложными, распространение данных материалов, в том числе от имени Алиева и его преступной группы, является противозаконным, так как подобные действия нарушают тайну личной жизни граждан и используются для их дискредитации», - пишет прокуратура, не учитывающая, видимо, что в записях речь идет далеко не только о личной жизни, но и о политических переговорах, а также о гоосударственной деятельности. «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом, - отмечает прокуратура. - Согласно статьи 144 Гражданского кодекса Республики Казахстан, гражданин имеет право на охрану тайны личной жизни, в том числе тайны переписки, телефонных переговоров, дневников, заметок, записок, интимной жизни, усыновления, рождения, врачебной, адвокатской тайны, тайны банковских вкладов».

Далее, после перечисления статей, которые нарушит потенциальный публикатор «прослушки», прокуратура приводит статью 21 Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации», в соответствии с которой «журналист при реализации прав на получение и распространение информации любым, не запрещенным законом способом обязан уважать законные права и интересы физических и юридических лиц, не распространять информацию, не соответствующую действительности». Но ведь «прослушка» не обязательно является ложью, сама же прокуратура только «не исключает возможности» фабрикации этих разговоров. Не прояснив это, прокуратура «настоятельно предлагает собственникам и редакционным коллективам средств массовой информации, журналистам принять меры к исключению и недопущению опубликования материалов, в особенности незаконно полученных, содержание которых нарушает личные неимущественные права граждан, разжигает социальную, национальную, родовую, расовую или религиозную вражду и рознь».

В ответ Рахат Алиев опубликовал от имени «Агентства независимых расследований» (АНР) «Наш ответ прокурору», в котором утверждает, что материалы, обнародованные им, были записаны СИС КНБ. «Доказательством того, что вся специальная техника была приобретена КНБ РК, являются копии контрактов, имеющихся у Н. Дутбаева и которые Ж. Мажренов перед его убийством в следственном изоляторе КНБ в Астане 8 июля 2008 года предусмотрительно отослал Алиеву» - указывается в статье АНР.

Кроме этого в ней приводится материал, названный одной «из таких подлинных распечаток СИС КНБ», относящихся к 2004 году. «Мы намеренно не приводим более свежую информацию, чтобы не подставлять наших друзей», - пишут авторы. В списках прослушиваемых, распространенных Алиевым, практически нет фамилий - только оперативные псевдонимы прослушиваемых и их номера. Однако авторы выделили несколько номеров и расшифровали имена их владельцев, в числе которых называется нынешний председатель КНБ, управляющий делами президента, сам глава государства, генеральный прокурор, несколько министров, других заметных функционеров, а также крупных бизнесменов и оппозиционных деятелей. От себя можем добавить лишь то, что опознаем некоторые из приведенных номеров, как подлинные. Сказать это же о самих документах могут, наверное, только сами сотрудники СИС КНБ, но в печати этого делать, естественно, не будут.

Похвально, конечно, стремление Генеральной прокуратуры активно реагировать на публикации в прессе, особенно в защиту прав личности, однако очевидно, как выборочно удается демонстрировать свою бдительность. Вот, к примеру, аким Алматы делает заявления, прямо противоречащие выводам правительственной комиссии по расследованию застройки алматинских предгорий и рек, о чем прямо указывается на страницах в том числе и «ДН». А реакции - нет. Зато на возможно поддельные телефонные разговоры прокуратура готова реагировать самым жестким образом. В общем, выступление прокуроров вызывает только самую известную реплику Станиславского.

dn.kz

Предыдущая статьяОраз Жандосов:«Транспарентности нашему Нацфонду однозначно не хватает»
Следующая статьяПрезидент знает, как побороть кризис