В Тегеране обсуждают статус Каспия
21 Июня 2007, Echo
Позиция Ирана внушает серьезное беспокойство
НУРАНИ
По сообщению ряда СМИ, в Тегеране начала работу III конференция глав МИД государств региона Каспийского моря. В ее работе принимает участие и министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Конференция посвящена обсуждению проекта декларации по статусу Каспия, которую планируется принять в ходе саммита глав прикаспийских государств - он должен пройти в Тегеране уже в нынешнем году. Как напоминают наблюдатели, ранее саммит четырежды откладывался - главным образом из-за неуступчивости Ирана. Кроме того, Эльмар Мамедъяров намерен также провести переговоры с председателем Меджлиса исламского совета Ирана Гуламали Хаддадом Аделем, главой МИД ИРИ Манучехром Моттаки. Глава МИД Азербайджана проведет также двусторонние встречи с министрами иностранных дел прикаспийских государств.
Первоначально участвующий в работе встречи министр иностранных дел России Сергей Лавров попытался придать происходящему этакий "налет оптимизма". В частности, он в своем выступлении на тегеранской конференции отметил, что главы всех государств подтвердили свое принципиальное намерение собраться на второй каспийский саммит, чтобы обсудить вопросы сотрудничества на Каспии и придать этому сотрудничеству дополнительную динамику. Правда, тут же вынужден был признать, что проект Конвенции о новом правовом статусе Каспийского моря не будет готов к встрече в верхах, поэтому нужен некий промежуточный документ, который вводил бы самые общие, приемлемые для всех правила поведения на Каспии. По мнению главы российского МИД, Второй Каспийский саммит мог бы зафиксировать в своей итоговой декларации ряд важных положений статуса, которые сторонам уже удалось согласовать. В частности, как можно понять из многочисленных утечек, наблюдатели не исключают, что на тегеранской встрече удастся добиться продвижения в вопросе о судьбе биоресурсов Каспия, в частности, осетровых рыб.
Причины открытого пессимизма Лаврова более чем понятны. Выступая на тегеранской конференции, глава МИД Ирана Манучехр Моттаки вновь дал понять, что его страна требует увеличения границ своих территориальных вод в Каспийском море, и при этом вновь попытался приспособить для притязаний к соседям те самые договоренности о разграничении территориальных вод на Каспии, которые были заключены между Ираном и СССР. "Предыдущий юридический статус Каспийского моря является хорошей базой для установления его нового юридического статуса", - цитирует слова М.Моттаки Associated Press со ссылкой на местные СМИ. В действительности линия границы Атрек-Астарачай существовала еще в советские годы, однако у Ирана, как это проявлялось уже не раз, свой взгляд на ситуацию. Вряд ли, конечно, в Иране всерьез рассчитывают оттяпать чужой кусок территориальных вод, даже с нефтяными месторождениями - куда логичнее предположить, что на самом деле Иран пытается максимально затянуть на Каспии период неопределенности и таким образом снизить присутствиев в регионе Запада, прежде всего США и Великобритании.
Вопрос, однако, в том, что, по мнению многих наблюдателей, встреча по Каспию в Тегеране должна была сыграть роль этакой "лакмусовой бумажки" для иранской политики в отношении Баку и Москвы. Почву для подобных предположений дал не кто иной, как официальный представитель МИД Ирана Али Хосейни. Который несколькими днями ранее в ответ на просьбу раскрыть позицию своей страны относительно предложения о совместном российско-американском использовании Габалинской РЛС ограничился заявлением, что послы РФ и Азербайджана были приглашены в иранский МИД, где им изложили позицию Исламской Республики, а в Москве и в Баку у послов Ирана состоялись встречи с представителями МИД РФ и Азербайджана, в ходе которых было сформулировано отношение Тегерана к этой инициативе, и вообще у Тегерана сложилось впечатление, что Москва не намерена создавать нестабильность в регионе, куда входит сама. После чего перешел к той самой встрече каспийской "пятерки", заявив, что в Тегеране "прилагают усилия, чтобы это заседание прошло в назначенное время, и находятся на связи с коллегами".
Впрочем, является ли заявление Моттаки этаким "ответом" на инициативу по Габалинской РЛС, однозначно ответить трудно: Иран и раньше не соглашался на секторальное деление. Более того, очевидно, что в Тегеране по меньшей мере отошли от требований предоставить Ирану 50% акватории Каспия (раздавались и такие требования), наконец, не слышно и заявлений о "декструктивной роли неприкаспийских стран".
А тогда уже нелишне вспомнить и о другом. В Тегеране уже не первый год мечут громы и молнии в адрес Азербайджана, обвиняя нашу страну в излишне тесных связях то с США, то с Израилем, то еще с кем-нибудь, но воздерживаются от аналогичных обвинений в адрес Турции, несмотря на существование на ее территории базы "Инджирлик" и действующего уже не одно десятилетие договора о военном сотрудничестве с Израилем. Турция - член НАТО, в случае нападения на нее "отвечать" будет весь Североатлантический блок, и в Иране это отчетливо осознают. А на этом фоне уже нельзя отрицать, что возможное военное присутствие США на Габалинской РЛС предполагает совершенно иные гарантии безопасности для Азербайджана, и в Иране из этого обстоятельства тоже сделали выводы.