CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Полюбить НАТО

31 мая 2010

Полюбить НАТО

Интернет-журнал "Оазис"? 10 (126) Май 2010

Рашид Г. Абдулло (Душанбе)

После обретения независимости, руководителям новых, теперь уже самостоятельных государств пришлось выстраивать не только самостоятельную внутреннюю политику, что не вызывало особой сложности, сколько определять внешнеполитический курс. Формируя внешнеполитический курс своих стран, новые хозяева Центральной Азии изначально исходили из того, что одним из условий укрепления их независимости и социально-экономического развития является выстраивание и развитие многовекторных и многоаспектных отношений с внешним миром. При этом, в качестве одного из главных приоритетов выступала необходимость становления и развития многоаспектных отношений новых независимых государств Центральной Азии с западным миром, включая и возможность становления и развития их военно-политического сотрудничества как на двусторонней основе, так и в рамках различных программ, инициированных НАТО.

Перспективность выстраивания и развития государствами нынешней постсоветской Центральной Азии отношений сотрудничества с западными странами и с НАТО определялось и определяется, прежде всего, желанием уравновесить ими отношения с Россией. Однако реализация этого желания была сопряжена со многими вызовами. Так, например, вопрос становления и развития сотрудничества постсоветских государств Центральной Азии с НАТО никогда не был простым. Он никогда не был и сугубо внутренним делом этих республик и НАТО. С самого начала в нём присутствовал такой аспект, как отношение других держава - мировых полюсов, способных оказывать серьёзное влияние на развитие различных процессов в каждой из центральноазиатских стран и в регионе, в целом, к их сотрудничеству с военно-политическим альянсом. Помимо США, абсолютного лидера североатлантического мира, такими полюсами для центральноазиатских стран являются также Россия и Китай, обладающие военно-политическими, финансово-экономическими, информационными, технологическими и прочими ресурсами, соответствующие их уровню развития и статусу.

Как показали мартовские 2005 и апрельские 2010 гг. события в Кыргызстане, остается только констатировать, насколько велико влияние всех игроков на всевозможные процессы, происходящие в регионе, вплоть до дестабилизации. Это и уровень взаимодействия с западными странами, и соперничество между названной Большой тройкой мировых держав в Центральной Азии. Соответственно, проблема выстраивания оптимальных отношений с ними является актуальной для всех государств региона.

Отношения между Таджикистаном и НАТО начали складываться уже в 90-е годы. Большую инициативу проявляли НАТО и стоящие за Альянсом США, последовательно реализовывавшие свой генеральный курс на всемерное распространение своего влияния на постсоветское пространство. Таджикистан лишь спорадически реагировал на инициативы НАТО. Подобная реакция республики объяснялась тем, что таджикское общество всё ещё оставалось советским в своих внешнеполитических пристрастиях, симпатиях и антипатиях, что автоматически было перенесено и на отношение к НАТО. Соответственно, и руководство страны, в силу того, что оно было частью этого общества и не могло не отражать доминировавшие в нём настроения, не было особо настроено развивать отношения с Альянсом. К тому же, оно не имело ни малейшего желания вступать в ненужные и практически неизбежные конфликты с Россией по данному вопросу.

После событий 11 сентября 2001 г. сложились более благоприятные условия для развития отношений между Таджикистаном и НАТО. Следует отметить, что к этому времени отношение таджикского общества и, как следствие, руководства Таджикистана, к развитию диалога с НАТО существенно изменилось. Возможность диалога и сотрудничества с НАТО стала рассматриваться как необходимый элемент постепенно формировавшегося многовекторного внешнеполитического курса страны.

Одним из факторов, обусловивших произошедшее изменение, стал процесс десоветизации таджикского общества с присущим ему отходом от однозначно негативного политического восприятия НАТО и Запада, в целом. Что же касается опасений по поводу возможной негативной реакции России на желание таджикской стороны пойти навстречу натовским инициативам, то они были сняты самим российским руководством. Более того, по словам бывшего министра обороны России Сергея Иванова, высказанные им на саммите министров обороны стран-участников НАТО (кажется это было в 2003 году, в Денвере), сам президент Владимир Путин рекомендовал руководителям центральноазиатских стран принять предложение США о сотрудничестве с ними и их союзниками по НАТО в проведении военной операции против талибов в Афганистане.

C развертыванием военных действий вооружённых сил западных стран в Афганистане в Душанбинском аэропорту начали базироваться самолёты ВВС Франции и контингент военнослужащих. Таджикистан стал участником программы «Партнёрство ради мира» НАТО, а также ряда других программ, в рамках которых развитие сотрудничества между сторонами обрело постоянный характер.

Налаживание и развитие сотрудничества с НАТО по целому ряду вопросов рассматривается в Таджикистане как вполне отвечающее его национальным интересам. Развитие отношений с НАТО позволило Таджикистану диверсифицировать свои военно-политические отношения, что стало немаловажным фактором, обеспечившим укрепление его независимости. В смягчении трудностей, связанных с переходом контроля над государственными границами республики с КНР и Афганистаном от российских к таджикским пограничникам, важную роль сыграла поддержка западных стран, которая включала в себе и оказание содействия в рамках инициатив и проектов НАТО. Растянувшийся на несколько лет процесс перехода государственных границ Таджикистана под юрисдикцию самой страны был успешно завершён в 2005 г.

В рамках различных программ НАТО оказывает содействие и в повышении квалификации военных и невоенных специалистов, повышении эффективности функционирования тех или иных элементов таджикских силовых структур, развитии транспортной инфраструктуры. Показательным в этом плане является модернизация инфраструктуры Душанбинского аэропорта при финансовом и техническом содействии Франции.

Несмотря на то, что отношения сотрудничества с Западом, в целом, и с США и НАТО, в частности, полностью отвечают национальным интересам Таджикистана, они никогда не были свободными от потенциальных рисков для республики. Мартовские события 2005 г. В Кыргызстане и события в Андижане в мае того же года показали, что в процессе выстраивания и развития отношений с ними постсоветским центральноазиатским государствам никогда не следует переходить грани достаточности. Что же касается недавних событий в Кыргызстане, то одним из важных факторов, приведших к ним, следует назвать чрезмерный крен руководства этой страны при выстраивании отношений с державами, способными оказывать влияние на ход событий в Центральной Азии и военно-политическими структурами, которые ими поддерживаются и используются для обеспечения собственных национальных интересов.

Можно предположить, в свете недавних киргизских событий, что Таджикистан может столкнуться с тем, с чем столкнулся свергнутый президент соседней страны Курманбек Бакиев, не сумевший просчитать все возможные последствия допущенного им нарушения равновесия интересов больших держав в условиях нарастания их конкуренции в Центральной Азии. Почти не вызывает сомнений, что для Таджикистана фактором, способным спровоцировать схожее развитие событий, может стать размещение в республике на достаточно длительной временной основе каких либо американских воинских контингентов или структур, в том числе, и в рамках НАТО.

ca-oasis.info

Предыдущая статьяИнфовойны
Следующая статьяПогуляли, прослезились