Законодательный блокбастер
? 9 (125) Май 2010 Интернет-журнал "Оазис"
Иса Ахмедов (Ош)
Адвокаты в Кыргызстане начинают работать по новым правилам и законам в деле защиты прав и свобод граждан - власти страны всерьез собрались ввести в «боевое» действие новый закон для адвокатов, который вызывает неоднозначную и нерадостную реакцию самих адвокатов.
Новое или давно забытое прошлое?
Министерство юстиции планирует внести новшество - создание адвокатуры Кыргызстана в соответствии с гражданским кодексом.
Судя по справке обоснования законопроекта, эта норма гражданского кодекса предусматривает создание общественных некоммерческих организаций, то есть в предполагаемом законопроекте предусмотрено создание самостоятельной некоммерческой организации - адвокатуры, основанной на обязательном членстве.
По словам разработчиков законопроекта, изложенные в справке обоснования, этот законопроект, в целом, повышает статус адвокатского сообщества, предоставляет независимость, в то же время, устанавливает ее ответственность в решении внутренних вопросов, включая вопросы повышения квалификации адвоката, дисциплинарной ответственности, а также гражданско-правовой ответственности, в том числе подзащитного.
Тем не менее, разговоры о том, что адвокатскую деятельность собираются сделать централизованной и более лояльной, ходили еще с прошлого, 2009 года. Тогда в феврале президент Кыргызстана Курманбек Бакиев отверг изменения и дополнения в действующий закон об адвокатской деятельности. Эти изменения должны были лишить министерство юстиции функции выдачи лицензий адвокатам и обязывали адвокатов вступать в адвокатуру. Согласно возражению президента, это противоречило 21-й статье Конституции Кыргызской Республики, в соответствии с которым граждане Кыргызской Республики имеют право на объединения. Президентом также было предложено разработать совместно с Правительством согласованный и взаимоприемлемый вариант проекта Закона.
С тех пор предпринимались многочисленные шаги правительства и парламента для разработки нового закона для адвокатов, который мог включать в себя новшества и новые принципы работы в юридической сфере. Результатом этих изысканий и стал обсуждаемый ныне законопроект об адвокатуре и адвокатской деятельности.
Адвокатская доля - не до зависти?
6 марта 2010 года в центре «Права Человека и демократия» прошел «круглый стол», в ходе которого правозащитники и журналисты южных регионов Кыргызстана обсудили данный новый законопроект. Большинство участников обсуждения сошлось во мнении, что новый будущий закон может утяжелить адвокатское дело.
«Этот новый закон - мина замедленного действия, - говорит адвокат Таир Асанов, - потому что в нем основные пункты изложены со скрытым подтекстом. Например, выдача или лишение лицензии по этому законопроекту может представлять собой «тонкий лед». Чиновники из госорганов могут получить дополнительные преимущества перед адвокатами.
«Отбор лицензии может повлечь за собой раскрытие адвокатской тайны, - говорит Эркин Исакулов, координатор программ по защите прав человека в «Центре содействия международной защите». - Если адвокат по какой-то причине нарушил закон и у него изъяли лицензию на адвокатскую деятельность, то вместе с лицензией госорганы или тот же Минюст могут заставить адвоката раскрыть адвокатскую тайну, которая, как известно, является прямой противоположностью следственной тайны со стороны обвиняющей стороны в ходе судебного процесса.
По его словам, в итоге обвиняющая сторона получит преимущество перед адвокатом и его подзащитным, что противоречит общепринятому балансу сторон в ходе судебного процесса.
Но также было сказано, что нововведения в законе могут очистить ряды профессиональных адвокатов от непрофессиональных.
По словам адвоката Баходыра Расаходжаева, в южных регионах Кыргызстана некоторые адвокаты, имея лицензию, не работают в адвокатской сфере.
«А вот новая форма адвокатской организации может и должен «фильтровать» таких адвокатов, чтобы те не злоупотребляли лицензией», - говорит он.
По итогам работы правозащитники вы несли резолюцию с рекомендациями и комментариями, которые были переданы в Жогорку Кенеш (парламент) Кыргызской Республики при рассмотрении данного законопроекта. В частности, резолюция содержит в себе рекомендации по изменению и дополнению статей, регулирующих деятельность адвокатов, выдачу или лишение лицензии, нормы найма помощников адвокатами и нормы повышения квалификации адвокатов.
Кто ты, адвокат?
На сегодняшний день в южных регионах Кыргызстана потребность в услугах адвокатов - и независимых и государственных защитников, велика. Как правило, большинство задержанных - лица малоимущие, которые не в состоянии оплачивать услуги адвокатов. Согласно статье 45 УПК КР, следователь отправляет запрос в адвокатское объединение, обычно, юридическую контору (ЮК) - в Оше их 5. Председатель ЮК обязан направить адвоката с выписанным ордером.
Сегодня адвокат - это предприниматель. Его услуги - его товар. Его гонорары различны. В каждой ЮК, фирме имеется перечень услуг и их стоимость. Оформление ордера по уголовному делу обойдется клиенту не менее 1500 сомов (около $35). Само ведение дела - не менее 5000 сомов (около $110). Есть адвокаты, чьи услуги измеряются в $400-$600 по гражданским делам, $500-$1000 по уголовным.
В условиях рыночных отношений услуги адвоката должны быть конкурентоспособными, то есть качественными и высокоэффективными. Ассоциация Неправительственных Организаций (АНПО) «Эдвокаси Центр по Правам Человека» в Оше, в рамках проекта, поддерживаемого местным бюро ОБСЕ, оказывает бесплатные адвокатские услуги малоимущим гражданам.
«Мы имеем дело в основном с адвокатами из ЮК Ошской и Баткенской областей. Из-за финансовых ограничений мы не можем привлекать высокооплачиваемых юристов»,- говорит Ж. Тороев. Данная организация оплачивает услуги адвоката только по уголовным делам в сумме до 2000 сомов за ведение дела до суда первой инстанции. Иногда бывают направления в районы, тогда сумма чуть больше.
По его данным, в Оше свыше 250 адвокатов, из которых более 80 работают через ЮК. У каждого адвоката есть помощники. Если в Оше большой выбор и сильная конкуренция, то в районах, наоборот. В городе Кызыл-Кия - 4 адвоката, Гульче - 3, Баткенской области - 12.
Многие адвокаты жалуются на ограничения их прав в работе по защите их клиентов. Одной из больших проблем остается доступ адвокатов к сведениям, хранящимися в государственных органах. Эти сведения чиновники зачастую относят к государственным тайнам, хотя по заверению самих адвокатов, чиновники в этом вопросе явно гнут через край: госсекреты и законы к ним могут и должны быть выданы защищающей стороне в соответствии с конституцией Кыргызской республики и презумпцией невиновности подозреваемого в ходе судебного разбирательства.
Закручивание гаек?
Член правления Ассоциации юристов Кыргызстана Шамарал Майчиев в интервью ИА REGNUM говорит, что «после развала СССР мы до сих пор не определились, какая у нас правовая система: советская, англо-саксонская или германская. Многие говорят, что у нас континентальная система права, то есть германская. Но на самом деле в Кыргызстане продолжается советская система права. Советское право определялось следующим образом: воля правящего класса, возведенная в закон и обусловленная экономическими условиями жизни. То же самое происходит сейчас - закон принимается по любому поводу - хороший закон, плохой закон, будьте добры, исполняйте. Закон воспринимается как инструмент управления или как инструмент госпринуждения. Законом регулируются только пределы необходимости, при этом он не должен быть инструментом государства, закон должен регулировать общественные отношения, а у нас, к сожалению, многие законы служат инструментом государства, при этом мы говорим, что мы - демократическая республика, а в демократической стране есть гармония интересов общества, государства, личности, а наши законы стоят на страже госинтересов».
Ответ парламента
15 марта Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству и правам человека Жогорку Кенеша провел парламентские слушания по обсуждению проекта Закона «Об Адвокатуре КР и адвокатской деятельности».
Сколько бы не было комментариев и предложений, новый законопроект уже готов заменить собой действующий закон об адвокатах. Как говорится в конце законопроекта, «Настоящий закон вступает в силу со дня официального опубликования».
После смены власти, когда были расформированы высшие ветви власти, адвокаты в Кыргызстане имеют уникальный шанс постоять за себя и за свою профессиональную честь, потому что законопроект, по выражению одного из ошских адвокатов, «лежит в пыли и забвении. Но мы займемся им. Потом».