CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

24.kg

Партийная эволюция

31 мая 2010

Партийная эволюция

31/05 12:05, Бишкек - ИА «24.kg», Данияр КАРИМОВ

Политическая жизнь в Кыргызстане становится вотчиной партий. Временное правительство страны выступает за создание свободной конкуренции идей и программ. За представительство в парламенте на предстоящих выборах смогут бороться организации, поддерживавшие прежний режим.

Уравнение с множеством неизвестных

Превратить партии в основных игроков на политической арене в Кыргызстане пытаются несколько лет. Основная причина - разочарование в мажоритарной системе, изрядно дискредитировавшей институт парламентаризма «случайными людьми». Депутатские списки от территориальных округов, напомним, включали в себя много любопытных персон. Причем к некоторым из них интерес проявляли правоохранительные структуры, поскольку часть нардепов представляла в Жогорку Кенеше наркокартели и криминальные круги. Эмиссары «тени» просачивались в парламент благодаря фальсификациям и подкупу, которые, как известно, гораздо легче осуществить в каком-либо районе, чем в масштабах целой страны.

Впрочем, сторонники пропорциональной системы чаще указывают на другие издержки территориального представительства. «Когда своего земляка в Жогорку Кенеш выдвигают местные сообщества, он потом представляет именно эту группу, отстаивает ее интересы, а не государства в целом», - деликатно объясняет минусы мажоритарных выборов эксперт, член Конституционного совещания Олег Панкратов.

Мажоритарная система, по мнению экспертов, способствовала развитию местечковой психологии и трайбализма в политике, борьбе личностей, а не команд и идеологий. Депутат не был заинтересован в поиске сторонников по всей стране. При этом, как тот или иной человек задумывал использовать вверенные ему полномочия, общество не знало.

Электорат, ориентировавшийся на имидж политика, «покупал кота в мешке». Позже зачастую бывал собственным выбором разочарован или даже шокирован, но сделать уже ничего не мог. Реальный механизм отзыва депутата отсутствовал, что играло на руку властям. Им, как правило, удавалось договариваться с законодателями полюбовно. А в некоторых случаях - и не гнушаясь открытым давлением. Оказать достойное сопротивление ни президенту, ни правительству Жогорку Кенеш не мог. Парламентарии были разобщены и зачастую заинтересованы в сотрудничестве с властями.

Пропорциональная система, утверждают местные и западные эксперты, может покончить с этими явлениями. Что, собственно, и ожидалось в 2007 году, когда в Кыргызстане ввели партийные выборы. Но в угоду правящим кругам парламент превратили в декоративный инструмент, подчиненный монополии «Ак Жол». За партией президента, напомним, закрепили подавляющее большинство мандатов, что не позволяло оппонентам главы государства как-либо влиять на спускаемые «сверху» решения.

В новом проекте Конституции парламент призван олицетворять политическое многообразие страны. Разработчиками предложен специальный механизм сдерживания для партии, победившей на выборах. Парламентское большинство ограничивается на уровне 50 процентов мандатов плюс пять голосов, а оппозиции передают ключевые посты в парламенте и ряд важных полномочий, в том числе участие в формировании контрольно-ревизионных органов и судебного корпуса.

Внешнее лобби

Партийная «линия» конституционной реформы в Кыргызстане сегодня активно поддерживается не только внутренними, но и внешними игроками, в том числе Евросоюзом. Так, в частности, Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе считает, что главную роль в политическом развитии Кыргызстана сыграют именно партии, а не лидеры-одиночки, как ранее.

«Партии - ключевой момент в установлении права на плюрализм в стране, - считает вице-президент ПА ОБСЕ и спецпредставитель ПА ОБСЕ в Центральной Азии Кюлюнен Кимо. - Они отражают возможные разногласия в стране - как идеологические, так и региональные, возможно, социальные, религиозные и этнические. Вот почему важно, чтобы партии были инструментом организации мнений в парламенте и отражали мнение народа».

ОБСЕ, по словам представителей Парламентской ассамблеи организации, готова поддержать строительство и развитие многопартийной системы, от которых во многом, по мнению делегации, зависит построение демократии в республике. К продвижению в Кыргызстане пропорциональной системы формирования Жогорку Кенеша подключились и экспертные круги Европы. За выборы по партийным спискам выступает авторитетная Венецианская комиссия Совета Европы.

«Венецианской комиссии известно, что партии в Кыргызстане пока в зачаточном состоянии, - отмечает представитель Комитета гражданского контроля Бурул Макенбаева. - Но пропорциональная система будет способствовать развитию партий. Она, по мнению экспертов, более прогрессивна».

«Если выборы проводятся по пропорциональной системе, то граждане голосуют не за конкретную личность, а за программу, и имеют возможность следить, исполняет ли партия свои обещания, - говорит Олег Панкратов. - Если нет, то выбирают другую. При этом в проекте Конституции, считают в Венецианской комиссии, предложены уникальные механизмы сдерживания партии - победительницы выборов. Ограничение допустимого парламентского большинства на уровне 50 процентов плюс пять голосов она считает уникальным, редким для всего мира. Этот механизм, как и гарантии для оппозиции, комиссия отметила как положительные изменения».

Идея передачи в Кыргызстане власти партиям, впрочем, пришлась по душе далеко не всем внешним партнерам страны. На постсоветском пространстве, в частности, «парламентский проект» на Тянь-Шане был в основном воспринят достаточно негативно. Руководство некоторых сопредельных стран отнеслось к «кыргызскому прецеденту» с немалой долей тревоги и озабоченности.

В Узбекистане тему очередной революции в КР просто табуировали. В Казахстане смене власти дали весьма жесткую и нелицеприятную оценку. Проявлением истинного отношения властей соседних стран к происходящим в Кыргызстане событиям стало закрытие границ, а фактически - установление блокады «беспокойного островка демократии». Нет никаких гарантий, что Астана с Ташкентом не решатся использовать подобный инструмент в будущем.

Друзья-соперники

Партий в Кыргызстане - богатый ассортимент. В республике их насчитывается более ста. Выбирай - не хочу! Но, очевидно, что в реальности перечень претендентов на депутатские мандаты менее широк, хотя весьма разнообразен. И не меньше многообразия сулит предполагаемый список кандидатов от политических организаций в Жогорку Кенеш. В него могут быть включены даже беспартийные лидеры - при условии, если они сочтут возможным поддерживать и продвигать общую программу.

«У нас в обществе есть несколько партий, которые долго работают и имеют опыт деятельности в парламенте, - говорит Олег Панкратов. - Конечно, нельзя предположить, что первые выборы дадут идеальный парламент. Но вторые-третьи приведут к иному результату, и в Кыргызстане появится Жогорку Кенеш, который будет работать на благо народа».

Вполне очевидно, что первый созыв парламента будет сформирован в первую очередь из представителей организаций, чьи лидеры вошли в состав временного правительства. Члены ВП КР, кстати, и не скрывают желания участвовать в выборах. О таком намерении, к примеру, уже заявил лидер партии «Ак-Шумкар» Темир Сариев, занимающий посты зампредседателя временного правительства и министра финансов. Возглавляемая им политическая организация, по его словам, обязательно будет бороться за депутатские мандаты. «Можете не сомневаться, мы все сложим свои полномочия и пойдем на выборы на общих основаниях», - подчеркнул он.

Первый зампредседателя временного правительства, глава Социал-демократической партии Кыргызстана Алмазбек Атамбаев, в свою очередь, публично отказался от участия в выборах. Впрочем, вполне вероятно, позже он изменит решение. Но в любом случае Алмазбек Атамбаев имеет возможность сохранить за собой высокую должность. Если его партия сможет закрепить за собой статус победителя на выборах, она выдвинет своего лидера в премьер-министры.

Не секрет, что помимо «Ак-Шумкара» и СДПК за парламентские мандаты в Кыргызстане будут бороться партии «Ата-Мекен», «Ар-Намыс» и ряд других известных политических организаций. В их числе Партия коммунистов и «Жаны Кыргызстан», чьи лидеры - Исхак Масалиев и Усен Сыдыков - обвиняются в заговоре против временного правительства и попытке контрпереворота. Новая система позволяет участвовать в гонке даже партии «Ак Жол», созданной под патронажем Курманбека Бакиева в бытность его президентом.

Вместе с тем очевидно, что основная борьба будет вестись между вчерашними союзниками в борьбе против режима Курманбека Бакиева - «Ата-Мекеном», «Ак-Шумкаром» и СДПК. Наиболее серьезную конкуренцию друг другу составят партии, возглавляемые Омурбеком Текебаевым и Алмазбеком Атамбаевым. Обе имеют широкое представительство в регионах и схожие по многим позициям программы. Некоторое время назад даже предполагалось, что они объединятся в одну организацию. Но после свержения Курманбека Бакиева партии решили идти разными дорогами.

Однако есть версии, по которым «временные» договорятся друг с другом, чтобы участвовать в выборах единой командой. В это, по крайней мере, верит Азимбек Бекназаров. Он отмечает, что в Кыргызстане продолжает действовать Объединенное народное движение, в которое некогда влились оппозиционные Курманбеку Бакиеву организации. Вот только будет ли ОНД действовать единым фронтом? Так называемый «телефон-гейт» и публичные перепалки между членами временного правительства, скорее, говорят об обратном.

Партийная эволюция, впрочем, обещает на выборах не закончиться. Идеологи конституционной реформы, по некоторым данным, рассчитывают уже в ближайшем будущем создать условия для развития политических организаций на местах. Партии, попавшие в парламент, как ожидается, обяжут обзавестись офисами в регионах.

По мнению экспертов, жесткая конкуренция заставит политорганизации тесно работать с избирателями на местах. Причем самым важным подспорьем для партий могут стать местные кенеши, которым временное правительство обещает передать даже право выдвижения кандидатов в главы райгосадминистраций.

24.kg

Предыдущая статьяКомандующий войсками НАТО в Афганистане: Война будет долгой
Следующая статьяТбилиси пытается расположить к себе Иран, Вашингтон наблюдает за происходящим