Представитель Госдепа США пояснил, почему США поддерживают новые торговые возможности для стран ЦА
10:46 03-08-2007, Информационное Агентство АКИpress
Заместитель помощника государственного секретаря по делам Южной и Центральной Азии Госдепартамента США Эван Фейгенбаум объяснил, почему США поддерживают новые торговые и инвестиционные возможности для стран Центральной Азии. Ниже приводится выдержка из его выступления, которое было сделано на 3-й ежегодной встрече представителей стран Центральной Азии, заключивших с Соединенными Штатами рамочное соглашение о торговле и инвестициях.
«В сегодняшней глобальной экономике у стран Центральной Азии есть много возможностей. Но чтобы воспользоваться этими возможностями, мы все должны творчески подумать о том, какое место занимает Центральная Азия в мире и как изменяется этот мир.
Конечно, мир в 2007 году отличается от мира образца 1947 года, когда его основые архитектурные элементы, политические и экономические, формировались через ООН, Бреттон-Вудские институты и другие ключевые международные политические и экономические структуры. В глобальном балансе сил произошел драматический сдвиг и ведущие азиатские страны получили невиданную доселе известность. Определенные изменения произошли и в мировой экономике. И азиатские страны - соседи Центральной Азии - находятся в центре этих изменений.
Капитал теперь приходит не только из нескольких основных рынков, а притекает из многих источников; технологии получают все более широкое распространение; в движении инвестиций ведущую роль играет частный сектор и, повторяю, растущая мощь Азии существенно изменила структуру мировых рынков и произвела сдвиги в мировом производстве, денежных потоках и торговле.
Американцы привыкли думать о Центральной Азии как об «удаленном» регионе. Это не удивительно: расстояние от центрольноазиатских столиц до основных морских портов, пожалуй, самое большое в мире. Например, Бишкек находится на расстоянии 2300 км от ближайшего коммерческого порта. А Душанбе - на расстоянии 1700 км. География играет свою роль.
Но Центральная Азия, если ее рассматривать в контексте изменяющегося мира, вовсе не является удаленной. К югу и востоку от нее находятся самые динамичные в экономическим отношении регионы.
Поэтому вместо того, чтобы находиться на периферии большого экономического блока расположенного на западе - бывшего Советского Союза - страны Центральной Азии обладают потенциалом стать органичной частью динамично развивающейся Азии.
Но для этого нужно развивать инфраструктуру, нужно развивать торговлю. И одна из задач, стоящих перед Центральной Азией - способствовать развитию континентальной торговли, или, выражаясь точнее, развивать торговлю внутри Азии - центральной, южной, восточной - которая может стать единым стратегическим и экономическим пространством (каким она была большую часть своей истории), и уже из этой интегрированной Азии выходить во внешнюю глобальную экономику. И, конечно же, расширенная торговля на континенте подразумевает выход на Турцию, Европу и далее.
Мы хотим помочь странам Центральной Азией расширить и укреплить взаимные связи как раз потому, что вы входите в этот быстро меняющийся мир. Именно поэтому США способствуют развитию регионального сотрудничества по всем четырем направлениям компаса: на север и запад от Центральной Азии, что является традиционным, а также на восток от вас, и во все большей степени за юг.
К сожалению, наши усилия зачастую интерпретируются как «инициатива» или «стратегия» Америки по созданию «Большой Центральной Азии». Очень обескураживает, когда читаешь или слышишь этот термин, и не в последнюю очередь потому, что мы никогда не использовали выражение «Большая Центральная Азия» в наших документах или выступлениях.
Напротив, мы всегда ясно высказывались по поводу того, что мы понимаем под региональной экономической интеграцией: мы верим в то, что налаженные межграничные связи - торговля, инвестиции, а также поддерживающие их человеческие ресурсы и техническая инфраструктура: дороги, линии электропередач - могут помочь центрально-азиатским странам развиваться и преуспевать в этой новой мировой экономической среде. У нас нет намерения отрывать регион от его давних связей. Мы не собираемся отворачивать эти страны от их традиционных торговых партнеров. Но мы хотим помочь наладить некоторые новые связи в направлении новых торговых и инвестиционных возможностей, трансграничных энергетических проектов, дополнительных глубоководных портов и других безграничных возможностей, которые предоставляет мировой рынок.
Нашей последовательной стратегической целью в течение 16 лет была поддержка независимости Центральной Азии и помощь в построении суверенных, стабильных, демократических и процветающих стран. И нам кажется, что чем шире выбор и больше направлений, от степей до моря, тем больше возможностей, а потому и больше независимости. Зачем иметь одну международную магистраль, когда можно построить две? Почему один трубопровод, когда можно иметь три? Почему один рынок, когда вас ждет большой мир? Со своей стороны, мы видим возможности помочь установлению таких связей на всех направлениях, и особенно на юге, именно потому, что это наименее развитое направление, а также потому, что Афганистан восстанавливается и становится более открытым.
На это, в частности, настроены Соединенные Штаты. Мы хотим помочь вам использовать эти возможности наилучшим образом, укрепляя отношения и устанавливая инфраструктурные связи и с вашими соседями, и с Соединенными Штатами. Именно такие возможности нам предоставляет Рамочное соглашение о торговле и инвестициях.
Мы считаем, что странам Центральной Азии выгодно думать и действовать как единый регион. Сокращение барьеров и движение к долгосрочной цели - стать более корпоративным рынком - будет на пользу потребителям, сделает Центральную Азию более привлекательной для иностранных инвесторов и очертит новые контуры сотрудничества.
Мы надеемся, что Рамочное соглашение о торговле и инвестициях поможет нам существенно расширить экономическое сотрудничество между Соединенными Штатами и пятью государствами Центральной Азии».