Борьба против «Талибана» оружием советской эры (IPSnews)
26.10.2007, Афганистан.Ру
Сухая афганская жара. Небольшое подразделение солдат, соперничая между собой за то, чтобы зваться элитными коммандос, моментально падают на землю, выполняя команду руководителя занятий лейтенанта Абдулы Хуссейна, который выкрикивает приказы во время экзамена по физической подготовке.
Расположенная в минутах езды от занимаемого коалицией кандагарского аэродрома, южная афганская военная база, известная как 205-ый Лагерь Героев, огорожена непонятными бесформенными строениями и рядами старых советских топливных резервуаров и является именно тем местом, где этим утром проходят экзамены.
Двадцатидвухлетний сержант Хуссейн Анвари, родом из провинции Герат, который уже отслужил два года, нетерпеливо беседует с репортерами о том, как «приятно быть солдатом» и получить возможность защитить свою страну.
Но хотя сержант полагает, что афганская армия может успешно вести борьбу с «Талибаном» и другими повстанцами, он жалуется, что вооруженные силы его страны «плохо оснащены», испытывают недостаток в бронетехнике и воздушной поддержке реактивных истребителей.
Как большинство проблем в Афганистане, дебаты о возможности вооруженных сил страны действовать самостоятельно, а также о пригодности полученного ими оружия и оборудования, проходят довольно тяжело.
Афганская армия, возможно, как и полиция, готова защитить страну, но все еще испытывает проблемы со снабжением из-за ограниченных экономических возможностей, нехватки средств обеспечения, медлительностью НАТО в обеспечении оружием, хотя и это является краткосрочным решением проблем, которых накопилось довольно много.
Бригадный генерал Гюл Ага Нахиби, под командой которого находятся более 13 тысяч солдат 205-го афганского армейского корпуса, части которого расположены в южных провинциях Кандагар, Забуль, Гельманд и Урузган, признал, что вооружение его корпуса состоит из образцов времен войны с Советами и гражданской войны 1990-ых.
Нахибиа, 41-летний ветеран армии Афганистана, сидя в своем офисе в Лагере Героев, рассказывал нам, что афганские вооруженные силы приобрели старое оружие у гражданских лиц, но большинство автоматов и винтовок не годятся для использования. Однако он тут же добавил, что западные вооруженные силы обеспечили афганские войска бронетехникой и средствами связи, а также униформой.
«Снабжение афганцев - задача коалиции, поскольку они обещали это нашему правительству, у них есть даже график поставок», - добавил Нахибиа. Он также сказал, что его солдаты могут самостоятельно осуществлять боевые операции, если будут должным образом вооружены, а контрольно-пропускные пункты, размещенные вне лагеря, укомплектованы афганскими солдатами и силами коалиции, выполняющими только поддерживающую функцию.
А генерал-майор Роберт Коун, командующий Объединенными переходными силами безопасности, сказал нашему корреспонденту, что США до конца 2008 года решат проблему вооружения, включая поставки штурмовых винтовок M16 и другого оружия.
«Мы работаем над тем, чтобы получить какую-нибудь помощь от НАТО уже сейчас, пока не начались поставки американского оружия». Но процесс можно ускорить, сказал генерал Коун, который также отвечает за обучение и подготовку афганской армии. При этом он отметил, что некоторые страны были весьма щедры: например, он упомянул недавние предложения от Канады и пожертвование приблизительно 1 500 единиц совершенно нового оружия из Черногории.
Силы безопасности, которые характеризуются как значимый фактор в деле установления стабильности, пользуются в качестве транспортных средств обычными полугрузовыми «Тойотами», различные подразделения стоят в очереди на получение бронированной техники. Пока что тяжелыми грузовиками обеспечена половина подразделений, как сказал генерал Коун.
«И еще я беспокоюсь о том, чтобы техника попала в верные руки, в руки тех людей, которые будут ухаживать за ней и беречь ее. Поэтому иногда этот процесс идет медленно», - подчеркнул он. «И одна из проблем заключается не в том, чтобы передать технику, а в том, чтобы создать систему ее обслуживания. Люди должны знать, как обслуживать технику, так как эксплуатация в сельской местности быстро будет выводить ее из строя».
Коун также сказал, что проблема с обеспечением транспортными средствами привела к спорам по поводу того, до какого уровня нужно «перевооружать» афганскую армию и полицию, так как мятежи в стране показали, что придорожных бомб и атак террористов-смертников стало меньше, чем, например, в соседнем Ираке.
«Это - мятеж, и вы нуждаетесь в поддержке людей. И очень важно то, что афганские силы безопасности могут теснее общаться с народом, быть вместе с ним без тех проблем, что сопутствуют американским солдатам».
Генерал также сказал, что такое снаряжение как бронежилеты, каски, ограниченное количество небронированных средств передвижения будут выданы только в те воинские части, которые действуют в «реально рискованных областях».
Коун также сказал о проблеме, о которой говорил молодой сержанта Анвари, то есть о необходимости поддержки с воздуха. Генерал считает, что силы коалиции обратили внимание на создание систем по управлению транспортировками, управления и контроля, эвакуации и воздушной поддержке.
Описывая афганцев как бесстрашных воинов, он сказал, что нет сомнения в том, что некоторые афганские подразделения могут самостоятельно бороться против «Талибана», но он подверг сомнению их возможность «не подвергать риску жизнь людей без крайней необходимости». В некоторых случаях афганцы очень хорошо выполняют свою задачу, например, когда речь идет о транспортировке грузов.
Афганцы предложили пересмотреть систему закупок продовольствия «халяль» американскими войсками для местных солдат и попросили, чтобы продовольственные снабженцы заготавливали баранье мясо. «Я считаю, что мы успешно решаем наши проблемы», - сказал Коун. «Я думаю, что мы должны прислушиваться к предложениям афганцев и пересмотреть западную точку зрения на некоторые вещи. Афганцы очень довольны, если у них есть возможность три раза в день принимать горячую пищу, а не только завтрак из полиэтиленового пакета».
Полковник американской морской пехоты Джон Мэтью Андерсон, руководитель боевой подготовки гарнизона 205-го корпуса афганской армии, говорит, что, несмотря на усилия коалиции в оказании помощи афганской армии в создании и развитии системы снабжения, 30 лет войны все-таки очень сильно повлияли на экономику страны. В апреле в одном из интервью в Кандагаре он сказал, что «нет никакой базы налоговой системы, афганское руководство не имеет никаких финансовых ресурсов даже для создания системы снабжения. Правительство не получает никаких средств от народа Афганистана, то есть у него нет денег даже для покупки патронов. У него нет денег для покупки униформы. У него нет денег, чтобы купить винтовки, «пикапы», продовольствие, лекарства и все другое, необходимое для армии».
Подводя итоги, Андерсон высказал сомнения, что в ближайшее время будут достигнуты успехи в снабжении военных. Афганистан пока не создал экономическую базу. Но он признал, что разоренная войной страна просто вынуждена будет развивать экономику для обеспечения безопасности.
Норайн Макдоналд, президент и ведущий исследователь международной неправительственной организации «Senlis Сouncil» отметила, что афганское правительство стремится привлечь инвестиции, иностранная помощь уже поступает в страну. Измученный войной юг все же получил некоторое коммерческое развитие.
Есть и некоторые неожиданные успехи. «Отсутствие проводных линий связи привело к росту сотовых коммуникаций, люди получили доступ, включая повстанцев, к услугам мобильной связи даже в самых бедных углах страны», - сказала Макдоналд.
Все же, как она утверждает, возможно, самая разумная экономическая деятельность в стране - дорожные работы, финансированные международным сообществом. Работы ведут в основном зарубежные компании, нанимая пакистанских и китайских подданных, что и вызывало недовольство афганского правительства.
Вот так, в условиях сомнительного экономического будущего Афганистана, идет строительство афганских вооруженных сил.
Как утверждает Коун, 203-ий и 209-ый корпуса афганской армии демонстрируют неплохую выучку в ведении боевых действий против врагов страны. Он предсказал, что некоторые афганские подразделения к весне будут готовы самостоятельно выполнять задания командования, но все же в экстренных случаях им придется полагаться на войска коалиции. Коун добавил, что процесс подготовки солдат продлится еще приблизительно 18 месяцев.
В заключении он подчеркнул, что независимо от международной обстановки, формирование афганских силы безопасности и эффективность армии должны быть «заботой афганского народа».
«Я не могу сказать о каких-то точных сроках, в силу того, что надо учитывать сложность задачи и существующие реалии», - сказал Коун.