"Стражи" вне закона
26 Октября 2007, Echo
США вводят санкции против элитной гвардии Ирана
Т.АНСАРИ
На момент выхода в свет этого номера газеты США официальное объявление администрации Буша о новых санкциях в отношении Ирана все еще ожидалось. Однако The New York Times со ссылкой на источники в Белом доме уже сообщила о новых обвинениях в поддержке терроризма в адрес элитной гвардии Ирана - Корпуса стражей исламской революции - как о свершившемся факте. Как уточнила газета, администрация планирует обвинить весь Корпус стражей исламской революции в распространении оружия массового поражения. Это, поясняет газета, введет в действие односторонние санкции, нацеленные на создание препятствий для Корпуса стражей исламской революции и тех, кто ведет с ним бизнес. В частности, будут заморожены все активы Корпуса в США, хотя маловероятно, что он сохраняет большое количество активов в американских банках и других институтах. На такие шаги в отношении вооруженных сил суверенного государства, отмечает газета, США идут впервые.
Как обещают в Белом доме, о новых санкциях объявят госсекретарь США Кондолиза Райс и министр финансов Генри Поулсон. "Это будут широкие и масштабные меры, - указал высокопоставленный представитель администрации. - Мы будем замораживать активы, будет волновой эффект, и мы посмотрим, куда двигаться дальше".
Непосредственным законодательным последствием объявления подразделения "Аль-Кудс" террористической организацией будет признание незаконным для всех субъектов, подпадающих под юрисдикцию США, сознательного оказания ему материальной поддержки или поставки ресурсов, указывает Госдепартамент. Любой американский финансовый институт, который узнает, что владеет или контролирует фонды иностранной террористической организации, должен сдать их Министерству финансов. Поскольку деловые связи Ирана с США несущественны уже более 20 лет, самой важной целью причисления к террористическим организациям будет усиление политического и психологического давления на Иран, заявили чиновники администрации.
Первые сообщения о том, что в США намерены объявить КСИР террористической организацией, появились еще в августе. Затем в СМИ просочились сообщения о том, что новые санкции вызвали резкое недовольство европейских союзников США и даже некоторых правительственных чиновников в Вашингтоне. Теперь же, судя по всему, ситуация изменилась.
Понятно и другое. КСИР и его военное крыло считаются опорой иранского президента Махмуда Ахмадинеджада. В его правление, говорят американские чиновники, Корпус все активнее включается в коммерческую деятельность, получает прибыль и распространяет влияние в Иране в сфере крупных госконтрактов, включая строительство аэропортов и других объектов инфраструктуры, добычу нефти и производство мобильных телефонов.
И при этом нельзя не заметить, что санкции вводятся на фоне достаточно неоднозначных событий в самом Иране, толчком к которым послужила отставка Али Лариджани с поста секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана (ВСНБ). По последним сообщениям из Тегерана, 183 депутата иранского парламента подписали письмо, в котором дали высокую оценку деятельности Лариджани. Ранее советник духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи по внешней политике Али Акбар Велаяти, экс-министр иностранных дел Ирана, заявил, что Тегеран не должен был допускать ухода Лариджани.
Израильские аналитики, в том числе Аарон Зеэви-Фаркаш, генерал-майор запаса и бывший глава АМАН, считают, что отставка Лариджани свидетельствует об ужесточении позиции Ирана и снижает шансы на дипломатическое урегулирование кризиса. Более того, она указывает и на провал переговоров между Ираном и Россией. Перед отставкой Лариджани президент Ахмадинеджад заявил, что Путин не привез никаких новых предложений. По мнению генерала запаса Фаркаша, заявление Ахмадинеджада является оглушительной дипломатической пощечиной России и лично президенту Путину. Российскую версию косвенно подтверджает и британская The Financial Times. Как пишет газета, Лариджани попытался намекнуть на то, что Путин пригрозил Ирану, в то время как президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад назвал визит российского лидера величайшей победой иранской дипломатии.
Так или иначе, нетрудно догадаться, что события в Тегеране, толчком к которым послужила отставка Лариджани, стали еще одним проявлением нарастающего в иранской элите раскола между сторонниками суперрадикального курса, с одной стороны, и теми, кто выступает за снижение "градуса противостояния" и нормализацию отношений с окружающим миром, с другой. А на этом фоне американский удар по экономическим позициям КСИР может заметно сместить равновесие сил на внутрииранской арене. Где, похоже, и стоит ждать основных событий.