Манёвры «РусАла»
26.10.07, Интернет-журнал "Оазис", # 20 (64) Октябрь 2007
Джахонгир Бобоев (Душанбе)
Таджикистан аннулировал Соглашение о долгосрочном сотрудничестве между правительством Таджикистана и российской компанией «РусАл», который предусматривал достройку Рогунской ГЭС на реке Вахш, а также модернизацию существующего (ТадАЗ) и строительство нового алюминиевого завода в Таджикистане. Официальной причиной такого, шага, как сообщила пресс-служба президента Таджикистана, явилось то, что «РусАл» не выполнил договоренности по реализации этих проектов.
Позже, 11 сентября Эмомали Рахмон, президент Таджикистана, в беседе с журналистами заявил, что «мы не позволим, чтобы судьба столь важного стратегического объекта для Таджикистана находилась в руках одной частной компании. Решение о том, что «Русский алюминий» не будет участвовать в проекте по Рогуну, было сообщено российскому правительству еще год назад. Дополнительно в известность мы поставили российскую сторону три месяца назад». Президент также сообщил, что «недавно Таджикистан посещал вице-премьер Российской Федерации Сергей Нарыжкин, который сообщил, что российская сторона готовит новое соглашение по Рогуну».
Справка: Рогунская ГЭС является шестой, самой верхней ступенью Вахшского каскада и располагается в 110 км. восточнее Душанбе. Подготовительный период строительства Рогунской ГЭС с установленной мощностью 3600 мВт был начат в 1976 году. В 1987 году началось возведение плотины, высота которой к 1993 году достигла 40 м. Однако после распада Советского Союза строительство ГЭС было законсервировано, а плотина размыта мощным паводковым потоком. В 1993 году Таджикистан и Россия подписали Соглашение, согласно которому Рогунская ГЭС считается совместной и стороны обладают равными долями в этом проекте. В 2005 году Таджикистан в одностороннем порядке аннулировал это Соглашение.
Возникает вопрос, почему таджикские власти только теперь решили, что «судьба столь важного стратегического объекта для Таджикистана» не может находиться в руках одной частной компании. И это почти после 3-х лет с момента подписания данного Соглашения, которое состоялось 16 октября 2004 года в присутствии президентов обеих стран в Душанбе.
Как отметил экономист, профессор российско-таджикского славянского университета Георгий Кошлаков «РусАлу» Рогун, как Рогун был не нужен. И это было понятно с самого первого дня. Ему нужна была электроэнергия для нового алюминиевого завода в Таджикистане. А для этого не нужен Рогун в том виде, который нужен для Таджикистана. «Я вообще считаю ошибкой, когда правительство заключило соглашение с частной компанией «РусАл». В данном случае получился неравнозначный политический статус», - заявил Кошлаков.
Но, как отмечают наблюдатели, причина аннулирования Соглашения с «РусАл» имеет не столько экономическую, сколько политическую подоплеку. Эксперты в Душанбе отмечают, что противоречия между руководством Таджикистана и «РусАл» стали появляться после поездки Олега Дерипаски в Ташкент в 2005 году и его встречи с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Сразу после этого между властями Таджикистана и «Русским аллюмнием» появились разногласия по типу и высоте плотины. Таджикистан настаивал на высоте плотины в 335 метров и установки шести агрегатов, а «РусАл» и его консультант немецкая проектно-инжиниринговая фирма Lahmayer разработали ТЭО строительства Рогунской ГЭС с плотиной высота, которой не превышала 285 метров и установки 4 турбин, общей мощностью - 2,4 тыс. МВт. Таджикистан с таким проектом категорически не согласился.
В данном случае «РусАл» ссылается на свои исследования, согласно которым строительство ГЭС с невысокими плотинами гораздо эффективнее для выработки дешевой электроэнергии. Но таджикские власти утверждают, что строительство высокой плотины в этой местности не представляет угрозы и позволит в будущем обеспечить регулирование стока воды в реке Вахш, как для выработки электроэнергии на ГЭС, расположенных ниже по течению, так и для мелиоративных целей. Но, как указывают эксперты, именно последняя деталь не устраивает соседний Узбекистан, сельхозугодья которого будут зависеть от поступления воды из Таджикистана. Дело в том, что плотина, высотой в 335 метров - это огромный резервуар воды и в будущем пропуск воды из этой плотины может стать действенным аргументом в решении разногласий, которые могут возникнуть между странами. Таджикский политолог Парвиз Мулладжанов считает, что «РусАл» решил не портить отношения с Узбекистаном. Поэтому сразу же после подписания соглашения и возник вопрос о высоте и типе плотины». Мулладжанов также считает, что у «РусАла» были свои интересы, ему было выгодно, чтобы Рогунская ГЭС и ТадАЗ - таджикский алюминиевый завод и новый, который должен был построить «РусАл», стали частью единой международной системы производства и реализации алюминия под полным контролем «РусАла». «Только в этом случае «РусАлу» было выгодно браться за достройку Рогунской ГЭС и модернизацию ТадАЗа или ТАЛКО, как его сейчас называют. В противном случае «РусАлу» участие в этом проекте не было выгодно», - отметил Муллладжанов.
Дело в том, что «РусАл» не скрывал своих намерений участвовать в приватизации крупнейшего промышленного объекта Таджикистана - ТадАЗа, который производит около 410 тысяч тонн алюминия. Но, в прошлом году правительство Таджикистана объявило, что не собирается продавать этот актив. Поэтому эксперты не исключают возможности того, что после того, как руководство «Русского аллюминия» убедилось, что ТадАЗ не будет выставлен на торги, Дерипаска решился отказаться от всех других проектов в Таджикистане.
Другим немаловажным аспектом в разногласиях между компанией «РусАл» и таджикским правительством, по мнению экспертов, могла быть доля сторон в этом проекте. Таджикистан рассчитывал на контрольный пакет акций в Рогунской ГЭС и мотивировал это желание тем, что еще в советские времена в Рогунскую ГЭС было вложено 804 млн. советских рублей. Однако, как отмечает заведующий лабораторией гидроэнергетики Института водных проблем Академии наук Таджикистана Георгий Петров, уже к началу 1990-х годов большая часть построенного пришла в упадок, и стоимость этих затрат упала в несколько раз. Источники в министерстве энерегетики и промышленности Таджикистана сообщили, что согласно проекту предложенному «Русским алюминием», доля Таджикистана в будущей ГЭС могла быть не выше 17%. Это не устраивало таджикские власти.
По мнению экспертов, в связи с всеобщим подорожанием, увеличение стоимости проекта неизбежна. В СМИ прошла информация со ссылкой на главу РАО ЕЭС России Анатолия Чубайса, который оценивает стоимость достройки Рогунской ГЭС в шесть-семь миллиардов долларов.
Кстати, сразу же после аннулирования соглашения с «Русским алюминием», стали появляться сообщения о том, что новым партнером Таджикистана по достройке Рогунской ГЭС может стать именно РАО ЕЭС. По информации РИА «Новости», председатель комитета Совета федерации по делам СНГ Вадим Густов сообщил, что Россия и Таджикистан готовят новый вариант межправительственного соглашения по строительству Рогунской ГЭС, в котором функции подрядчика проекта возлагаются на РАО «ЕЭС». «На окончание строительства в 2008-2009 годах требуется 5 миллиардов. Эти деньги мы предусмотрели в трехлетнем бюджете, что позволит в 2008 году запустить первый блок ГЭС, а в 2009-м - закончить работы», - добавил сенатор.
Согласно тем же источникам, Россия теперь претендует на увеличение своей доли в проекте по строительству Рогунской ГЭС с 50% до 75%. Окончательные параметры соглашения с Таджикистаном до конца не согласованы. Ожидалось, что принятие окончательного решения по этому проекту произойдет на саммите лидеров стран СНГ в Душанбе, который состоялся 5-6 октября. Тем более что на саммите присутствовал и президент Узбекистана, страна, которой небезразлична судьба Рогунской ГЭС.
Но, по завершению встречи президентов России и Таджикистана в формате один на один Владимир Путин заявил, что на встрече с Эмомали Рахмоном стороны обменялись мнениями относительно проекта Соглашения о достройке Рогунской гидроэлектростанции, предложенного правительством России, а также путей продолжения строительства этого важного объекта. Причем, все два дня саммитов, журналисты ожидали, что новое соглашение все же будет подписано. Об этом свидетельствовал тот факт, что копии проекта соглашения находились в руках членов российской делегации. Но, подписания не произошло. Так же как и не произошло встречи президентов Таджикистана и Узбекистана. Источники утверждают, что Таджикистан не согласился с теми пунктами Соглашения, где доля российской стороны в будущей ГЭС установлено в размере 75%.
Об этом свидетельствует и заявление главы РАО «ЕЭС РОССИИ» Анатолия Чубайса, который уже на следующей неделе проводил в Душанбе 32-е заседание Энергетического совета стран СНГ. Он также провел встречу с президентом Таджикистана, после чего заявил журналистам, что «в реализации проекта строительства Рогунской ГЭС ключевая роль должна принадлежать России. Россия в любом случае согласна участвовать в этом проекте, и сейчас будет прорабатываться вопрос о структуре консорциума по строительству данной ГЭС с учетом предложений президента Таджикистана об участии в нем Всемирного банка», - сказал глава российского энергетического холдинга. Отвечая на вопрос журналистов о финансовом участии сторон в этом проекте, Чубайс подчеркнул, что говорить об этом пока рано. «Мы должны сначала обсудить структуру консорциума», - отметил он.
Между тем, независимый политолог Парвиз Муллоджанов считает, что Таджикистан согласится на участие РАО «ЕЭС России» в строительстве Рогунской ГЭС только в том случае, если не найдет новых партнеров, или в случае давления со стороны России. «Для РАО ЕЭС Рогунская ГЭС представляет интерес с точки зрения получения дохода от последующей продажи вырабатываемой ею электроэнергии, - подчеркивает эксперт. - Однако стремление РАО ЕЭС увеличить свою долю до 75% вряд ли понравится таджикскому правительству. Поэтому, основные дискуссии развернутся, скорее всего, вокруг вопроса об этих добавочных 25%». Политолог отмечает, что Таджикистан может согласиться на такие условия, если не найдет альтернативы российскому варианту. Эксперт также подчеркивает, что в вопросе строительства энергетического объекта может сыграть главную роль давление с российской стороны. «Россия уже дала понять, что не упустит шанс участия в Рогунском проекте и не отдаст его никакой третьей стороне, - убежден он. - Можно поменять одну российскую компанию на другую, но выбор в пользу нероссийского партнера может вызвать серьезное недовольство российской стороны. А у России есть в наличии рычаги давления на Таджикистан, самым действенным из которых является миграция».
Тем временем, глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс и вовсе удивил таджикистанцев, предложив построить гидроэлектростанцию мощностью 600 МВт на стоке Сарезского озера, в результате чего исчезнет проблема отрыва завала. Как сообщил президент Академии наук Республики Таджикистан Мамадшо Илолов, это предложение Чубайс озвучил на заседании Электроэнергетического совета СНГ. «Возможно, это предложение будет рассмотрено», - заключил М. Илолов.
Эксперты затрудняются ответить на вопрос, с чем связано такое заявление Чубайса. Россия действительно намерена принять самое активное участие в решении проблемы Сарезского озера на Памире, которое угрожает катастрофой всему региону или же она потеряла интерес к Рогуну и решила построить после Сангтудинской ГЭС-1 еще одну станцию уже на востоке страны? В любом случае, по мнению экспертов, начало достройки Рогунской ГЭС в ближайшие несколько лет вряд ли станет возможным. И выделенные таджикским правительством $50 млн. на подготовительные работы для начала строительства ГЭС вряд ли станут существенными для такого большого проекта.