CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

iamik.ru

Урановая афера Эмомали Рахмона

26 октября 2007

Урановая афера Эмомали Рахмона

26 октября 2007 13:55, iamik.ru

Первые несколько лет после распада Советского Союза, термин «холодная война» стал применяться намного реже. Ситуация изменилась с 2001 года, когда США определили для себя врага в лице международных террористов. Определения «свой», «чужой» опять стали появляться в аналитических обозрениях политической ситуации. Волею судеб Центрально-азиатский (ЦА) регион стал одной из линий фронта внешнеполитических баталий между ведущими мировыми державами. И если большинство государств ЦА придерживается последовательного курса внешней политики, отдавая предпочтение старым друзьям, то отдельные, вроде Республики Таджикистан, занимают позицию всяческого лавирования, принимая сюзеренство тех королей, которые больше заплатят.

Таджикистан - небольшая горная страна, живущая, в основном, за счёт выращивания и реализации хлопка, сельхозпродуктов и добычи цветных металлов. В последние годы страна жила на поступления от продажи алюминия и заработки полутора миллиона таджикских граждан, осуществляющих свою деятельность преимущественно на территории России. Такая скудная статистика порождает закономерный вопрос: кому нужна эта страна и почему?

Таджикистан привлекает мировые державы тем, что создаёт имидж страны с богатыми энергетическими ресурсами. Ещё в советские времена в Таджикистане были открыты месторождения урана в Табошаре и Адрасмане. На этой сырьевой базе в 1945 году началось строительство комбината ? 6 (ныне ГП «Востокредмет»). Разведка, проведенная в Таджикистане, выявила ещё несколько рудоносных районов.

Эти месторождения и скрытые в них неиссякаемые запасы первоклассного урана активно пиарятся таджикскими дипломатами и энергетиками, ответственными за инвестиции в металлургическую промышленность республики. «Урану ура! Вива Таджикистан! Запасов новых месторождений хватит до Дня Страшного Суда!» - гремит и сверкает в нужном месте и в нужное время.

Сегодня уран в основном применяется как топливо для атомной энергетики. Свыше 16% мировой электроэнергии производится более, чем 440 ядерными реакторами, более 30 реакторов находятся в процессе строительства. Россия страдает от резкой нехватки урана, причем к 2020 году ситуация станет критической. В год в России добывается чуть больше 3 тысяч тонн урана (данные на 2004 год), а потребляется около 9 тысяч тонн. Если атомная реформа удастся, то уже к 2020 году потребности в уране вырастут до 16 тысяч тонн.

В США, где количество вырабатываемой атомной энергии в разы превышает российские потребности, ситуация не лучше. В бытность Союза, США приходилось импортировать большую часть урана из Бельгийского Конго, сегодня из стран Восточной Европы, Чехословакии, Эстонии и Украины. Сегодня Таджикские геологи уверенно присваивают себе 500 тысяч тонн.

Однако никакого урана в таджикских горах нет! То, что было разведано в советские времена, давно добыто и использовано. Остатки рудной породы добывает «спецконтингент» - заключённые, осужденные на длительные сроки. Добытую руду в горах Таджикистана, особенно с труднодоступных участков, на перерабатывающие предприятия до сих пор доставляют на ишаках. День и ночь они посменно доставляют руду в хуржунах по 25 килограммов каждый. Академик Щербаков, наблюдая их челночную работу, однажды заметил: «Будь моя воля, я поставил бы памятник ишакам на самой вершине горы». Вместе с ишаками «ишачат» и люди.

В своём интервью «Вароруд» Эдуард Григорьевич Гусаков, заслуженный инженер Таджикистана, кавалер орденов «Шахтерская слава» трех степеней, главный инженер ГП «Востокредмет», утверждает следующее: «Запасы промышленного урана в Таджикистане были ограничены и истощились к середине 50-х годов прошлого века. Интенсивная геологическая разведка, проведенная в Таджикистане, выявила несколько уранорудных провинций - Моголтау-Карамазарскую, Гиссар-Каратегинскую и Памирскую, но, к сожалению, запасы урана, его содержание в руде крайне низкие, что делает промышленную отработку этих месторождений экономически нецелесообразной».

Таджикское руководство прекрасно знает реальное положение вещей. Им выгодно играть на интересах мировых потребителей, получая многочисленные гранты и безвозмездную помощь, в обмен на обещания открыть доступ на разработку, так называемых, «неизведанных кладезей» таджикского урана.

Игра с ураном, как впрочем, и многие другие политические изобретения Эмомали Рахмона, печально отражаются на народе Таджикистана. Заброшенные с советских времён захоронения, открытые могильники становятся причиной болезней, высокой детской смертности, врождённых неизлечимых недугов у детей. Но это уже тема для отдельного разговора.

Бахрулло Бандишоев

iamik.ru

Предыдущая статьяВторой каспийский
Следующая статьяПо линии угольного разреза