Вход - рубль, выход - два
26.10.07, Интернет-журнал "Оазис", # 20 (64) Октябрь 2007
Сахра Аманова (Ашхабад), Сахира Назарова (Ош)
В семье близких знакомых разразился скандал. Сына и внука Байрама старшие члены семьи поставили перед фактом скорейшего выбора невесты и последующего сватовства, на что парень заявил всем, что девушка, на которой он готов жениться, у него уже есть и, мало того, она беременна!
По правде сказать, скандал больше походил на дешевый театр и предназначался соседям, дальней родне и другим любопытствующим. На самом деле в семье давно знали, что у их отпрыска есть подруга, с которой он проводит немало времени и иногда даже у нее ночует. Знали, но делали вид, что якобы, ни сном, ни духом, пока, наконец, кто-то из «доброжелателей» не донес семейству, что девочка, кажется, в интересном положении... Тут-то все и всполошились и засуетились с устройством немедленной женитьбы.
Вопрос о том, что подруга Байрама, ждущая от него наследника, не может войти в их дом в качестве снохи, даже не выносился на обсуждение. Причина столь жестокой категоричности старших членов семьи была не в том, что претендентка на роль жены их сына и внука оказалась девицей не слишком строгих правил. Дело было в другом: подружка Байрама - не туркменка по национальности, а это, простите, ныне исключает всяческую возможность вхождения в семью. И это при том, что старейшина рода - бабушка парня, проживает в семье старшего сына и его русской жены, которую любит и уважает гораздо больше остальных снох-туркменок! Однако для внука жену другой национальности бабуля допустить не может...
В Туркменистане в последние полтора десятилетия наметилась тенденция женить сыновей и выдавать замуж дочерей исключительно за представителей своей национальности. И причин тому немало. Среди объективных - это, в первую очередь, отъезд из страны русских, татар и других русскоязычных граждан, с которыми до начала 90-х годов прошлого столетия могли заключаться и заключались межнациональные браки. Сегодня же, если таковы и заключаются, то, как правило, за пределами Туркменистана. Едет, к примеру, туркмен на учебу или работу в Россию, влюбляется в русскую девушку и создает с ней семью. Впрочем, подобные примеры, и в немалом количестве, бывали и в прошлые десятилетия, когда парень привозил невесту из армии или с места учебы. Сейчас, как правило, именно молодой человек остается в России, устраивая жизнь вдали от родного дома, семью на родину он не привозит.
К субъективным причинам заключения национальных браков следует отнести тот факт, что весь обряд женитьбы или замужества, от сватовства и до самой свадьбы, проходит исключительно по старым туркменским традициям и обрядам. То, что в советское время объявляли пережитком прошлого, вернулось и прочно заняло свое место в туркменском обществе. Это, прежде всего, калым. Размер калыма негласно установлен и варьируется в зависимости от региона, а также от того, сумеют ли сторговаться между собой обе стороны. В связи с последним и по ряду других причин участились близкородственные браки, когда с родственниками бывает легче договориться, поскольку обе стороны знают достаток друг друга и могут уступить в цене.
Естественно, в святая святых старых традиций и обрядов не хочется впускать чужих людей, то есть представителей других национальностей. Даже близкие друг другу нации, такие как туркмены и узбеки или туркмены и казахи, чьи обычаи во многом схожи, не желают родниться друг с другом.
Одной из причин того, чтобы не создавать межнациональные браки, является пример интернациональных семей, созданных пятнадцать, двадцать и более лет назад. Как правило, мужей, чьи жены не туркменской национальности, не продвигают по карьерной лестнице, а детям из таких семей закрыта дорога на престижные факультеты престижных высших учебных заведений. Молодые люди из смешанных семей не могут поступать в военизированные институты по причине того, что они туркмены только по одному из родителей. Даже если у молодого человека или девушки в паспорте указана национальность «туркмен», «туркменка» и ФИО туркменские, все равно этого человека не считают за чистокровного туркмена. Обо всем этом в обществе хорошо известно, и это является сильнейшим аргументом в пользу того, чтобы создавать семью между людьми своей национальности.
Участились также случаи, когда парень в угоду родителям и многочисленной родне женится на девушке-туркменке, а душой и сердцем находится в другой семье. И в обеих семьях могут рождаться и расти дети, но своими считаются только законные, те же, что прижиты с другой женщиной, не признаются вовсе. Такая двойственность ситуации всецело ложится на плечи молодого мужчины, вынужденного содержать две семьи, но это, пожалуй, единственно возможный вариант, чтобы сохранить отношения с любимой женщиной другой национальности.
Вообще современное туркменское общество, несмотря на кажущееся возвращение к исконно национальным обычаям и традициям, отличается эдаким лукавством, а, выражаясь жестче, стало двуличным - говорим одно, а делаем прямо противоположное. Этому в немалой степени способствовала поголовная рухнамизация населения. Именно покойный Сапармурат Ниязов навязывал народу, от детей до стариков, свой опус Рухнама, подменяя им даже Коран. Он на словах призывал соотечественников к высокому духу и духовности, а на деле своими собственными поступками и поступками своего ближайшего окружения наглядно демонстрировал, чем на самом деле является этот высокий дух... И простой народ, чье образование и чья культура теперь ограничивались только одной книгой - Рухнама, быстро принял все происходящее как руководство к действию.
Никто и никогда не верил в искренность помилованного преступника, клявшегося на «священной Рухнама» никогда больше не воровать и не заниматься дурными делами. Никогда школьники не жили в соответствии с предписаниями духовного кодекса, который изучали каждый день, даже если кто-то умудрялся выучить все 400 страниц книги наизусть. Читай Рухнама и все делай наоборот - вот по какому негласному правилу жило общество при Туркменбаши. Впрочем, живет и сейчас. Так почему же в быту, в семье, в отношениях полов должно быть по-другому?! Жизненная модель применима к любой стороне жизни, а уж в семейно-бытовой сфере это проявляется в первую очередь.
Еще лет 6-8 назад на периферии девушку, идущую в облегающих джинсах или летних шортах, могли оскорбить, проводить улюлюканьем или даже бросить вслед камень. Но меняются жизнь, границы государства, несмотря на то, что Туркменбаши старался держать их на амбарном замке, все же, открываются, и европейская, российская мода доходит и до туркменской глубинки. Сегодня не удивительно видеть девушек в удобных и практичных джинсах, летних бермудах, коротких майках на бретельках. Но среди таковых не встретишь туркменок, которые собираются замуж, согласно национальным традициям. И для типичной туркменской семьи такая девушка в невестки не годится. «Русская», говорят о ней, даже если в ней течет туркменская или узбекская кровь. Чтобы найти себе мужа и создать семью, такой девушке нужно уехать из страны, а здесь, дома, ее ждет лишь унизительная участь чьей-то второй жены.
...А в семье знакомых дело идет к свадьбе. Подходящую невесту для Байрама нашли в родовом селе его отца. Парень не видел будущей жены и не намерен с ней встречаться до самой свадьбы, а зачем, если ему все равно, кого для него нашли родители, любит-то он ту, которая скоро, через 3 с лишним месяца родит ему сына. Главное - традиции соблюдены, родственники довольны, а жизнь идет своим чередом.
До следующей Рухнамы? Или как там она станет называться...
* * *
Севаре 14 лет, ее родители в разводе. «Когда мама ушла от папы, мне было года два. Мамины родственники на меня смотрели с жалостью. Они гладили меня по голове и говорили: «Бедненькая девочка». Я не понимала их реакцию». С отцом девочка общается редко, в основном, по телефону. «Папа занимается бизнесом», - рассказывает девочка.- «В Оше одну свою оптику оформил на мое имя, мы даже у нотариуса втроем были, документы подписывали». Сейчас оптику арендует бизнесмен из Китая с русифицированным именем Коля. В первых числах каждого месяца девочка ходит в оптику и сама получает 28 долларов. «Вообще, Коля платит 57 долларов в месяц за аренду. Из них 28 долларов моя доля». «Сейчас в вопросах развода на первый план встает экономическая выгода»,- говорит адвокат с многолетним стажем Зуура Абдурахманова.- «Это происходит от нехватки материальных средств. Женщинам надо кормить, обувать, одевать ребенка, а денег мало». Не всегда удается решить послеразводные проблемы мирно. Есть мужчины, которые не выплачивают алименты на своих детей. Судебный исполнитель, не пожелавший называть свое имя, дал следующую выкладку: «Должники делятся на следующие категории: 50% мужчин платят алименты добровольно, им только следует объяснить их права и обязанности; 20% мужчин не могут платить алименты из финансовых соображений; 20% мужчин не платят - «дело принципа», они в плохих отношениях с бывшими женами, для них это хороший повод «отомстить бывшей»; 10%мужчин находятся на заработках в других городах и странах».
Инга (имя изменено) одна воспитывает двоих сыновей. «В тот день, когда муж подал на развод, я подала на алименты»,- рассказывает молодая женщина. Официально подтвержденный доход бывшего мужа был 48 долларов. Инга знала об истинных доходах бывшего мужа. «Он же водитель микроавтобуса. Я пошла в налоговую инспекцию, взяла справку о его доходах. Еще взяла справку о потребительской корзине для детей». Суд назначил сумму. Инга была не согласна и вновь обратилась в суд. Бесконечные суды тянулись месяцами. Бывший муж подал ответный иск о снижении суммы алиментов. «Суд его иск удовлетворил. Сумма была снижена. По алиментам было 8 судов. Мой адвокат говорил мне, что в его практике такой случай впервые. Последнее время почти каждый месяц на меня сыпались по два иска. После четвертого суда у моей мамы был инсульт. Она умерла». Инга молча отворачивается. Родители бывшего супруга выплачивали по 14 долларов на содержание внуков. Инга сама работает, но денег все равно не хватает. Потом она лишила родительских прав бывшего мужа. «Чтобы в будущем, когда сыновья вырастут, он не подал в суд на алименты, уже в свою пользу».
После развода женщины стараются получить как можно большую сумму алиментов. Мужчины стремятся снизить количество отдаваемых денег. Талипбек Нуралиев, начальник Южного управления Ошского представительства Омбудсмена Кыргызской Республики говорит, что за прошлый год они рассмотрели 4 дела о разводах. Многие женщины еще не готовы отстаивать свои права в судах.
«Нормальный мужчина никогда не откажется от родных детей»,- говорит адвокат Абдурахманова.- «Другой вопрос, в состоянии ли он будет выплачивать ту сумму, которую ему назначит суд. Ведь именно в суде начисляется сумма алиментов. Откуда берутся такие цифры, не ясно. Мужчины рады были бы работать, да где? Как он может заплатить алименты? Поэтому алименты должны быть реальными». Азизбек Адинаев, судебный исполнитель Ошского областного суда, показывает исполнительный лист. «Алименты взыскиваются с фактического дохода. Если мужчина имеет работу, то он предоставляет справку с места работы для установления суммы алиментов. Если должник нигде не работает, а таких сейчас большинство, алименты взыскиваются от среднемесячной заработной платы».
Ведущий специалист отдела социальной статистики и демографии ошского городского управления статистики Нафиса Шерматова дала разъяснения: «Каждый месяц мы составляем текущий отчет формы 1Т - отчет по труду, на основе которых берется единая заработная плата, независимо от отрасли. И вот, на основании формы 1Т выдается справка, причем за тот период, который нужен обратившемуся к нам человеку. Например, за июль месяц 2007 года среднемесячная заработная плата по городу была 103 долларов. Выдавать справку по отрасли, в которой трудится мужчина, неверно. В финансовой отрасли эта сумма значительна, около 371 долларов. Например, среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве невысока. Около 40-42 долларов. Если от 28 долларов выплачивать алименты, то получается около восьми с половиной долларов в месяц, это мало. На что это хватит, когда один килограмм муки стоит 1 доллар!».
За справками в Управление статистики города Ош обращаются женщины. «В месяц 2-4 женщины. Они хотят знать, на какую сумму алиментов им можно рассчитывать. Реже приходят мужчины. Они стремятся узнать, правильно ли им была начислена сумма алиментов».
Мужчины менее доверчивы к деятельности судебных исполнителей. Для разведенных женщин судебный исполнитель наоборот - надежда поправить материальное положение. «Ну не дает денег на ребенка бывший»- возмущается Гульбахор.- «Сколько раз после развода я пыталась поговорить с ним. Тогда пошла в суд. Делом занялся судоисполнитель. Хоть какие-то деньги стала получать». Если мужчина отказывается от добровольной уплаты алиментов, то судоисполнители вынуждены взыскивать их в принудительном порядке. «Согласно статье 162 Уголовного Кодекса Кыргызской Республики в случае уклонения от уплаты алиментов должники несут уголовную ответственность. Мы встречаемся с должниками, беседуем. Их не привлекает перспектива провести до двух лет за решеткой. После этого большинство (90%) должников соглашаются выплачивать алименты».
В последнее время юристы все чаще фиксируют случаи, когда мужчины стремятся оставить детей у себя. Женишбек Тороев, директор Ассоциации научно-производственное объединение «Эдвокаси центр по правам человека», говорит: «Если женщин интересует материальная сторона развода, то мужчин волнует вопрос о детях. С кем они останутся? Можно ли оставить их у себя?» Мужчина не верит, что те деньги, которые женщина требует с него через суд, будут расходованы точно на ребенка. Адвокат Зуура Абдурахманова согласна: «Я редко наблюдаю, когда женщина полученные алименты тратит на детей. В первую очередь эти деньги она тратит на себя».
Ош - восточный город. И здесь, согласно обычаям, многие браки не регистрируются в ЗАГСе, предпочитая религиозное освящение брака. Мухайе Абдураупова посчитала: «За месяц к нам обращаются более 30 человек. Более половины - женщины. Круг вопросов - «ушла от мужа, свекрови, что делать?», «нет регистрации, дети на моей фамилии, как подавать на алименты?» и т.д. Особенно это распространено у женщин узбекской национальности. Многие девушки, выходя замуж, не регистрируют свой брак официально. По их словам, они стесняются просить мужа узаконить отношения. Их устраивает такая жизнь. О последствиях никто не думает. Потом рождаются дети. Женщины записывают их на свои фамилии. При разводе встает вопрос о выплате алиментов, но сначала надо установить отцовство. Это дело идет в судебном порядке. Такие женщины не могут претендовать на имущество мужа. Еще часто такая ситуация. Брак без регистрации. Невестка живет в доме родителей мужа. Свекровь оформляет свою невестку как мать-одиночку, воспитывающую ребенка. Невестка получает пособие на ребенка. Потом молодые разводятся. Женщина уходит ни с чем».