«Eurasianet»: В Казахстане законопроект о религии вызывает разногласия
16.01.2009 14:56, zpress.kg
Казахстан: Жесткий законопроект о религии под рассмотрением Конституционного совета
Решение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева направить спорный законопроект по религии на рассмотрение Конституционного совета активизировало деятельность представителей неправительственных организаций (НПО) страны. Этот шаг президента вселил в них надежду на то, что некоторые из наиболее ограничительных положений закона могут быть отменены.
Закон вызвал резкую критику многих правозащитных организаций, западных правительств и мировых религиозных лидеров, в том числе папы Римского - Бенедикта. Законопроект, который был одобрен парламентом в ноябре и передан на подпись президенту в декабре, по мнению активистов, содержит несколько угнетающих положений, таких, как требование регистрации всех религиозных партий, ограничения на распространение религиозной литературы любого вероисповедания. Вместо того, чтобы подписать его, Назарбаев отправил его на рассмотрение Конституционного совета, членов которого назначает он сам. Этот поступок отчасти спас престиж страны в целом и ослабил законопроект.
В своем заявлении от 8 января с выражением одобрение решения президента Назарбаева, вашингтонская организация по правам человека «Фридом Хауз» убеждала Конституционный совет «принять во внимание международные стандарты во время рассмотрения предложенного закона», напомнив, что Астана в 2010 году собирается председательствовать в ОБСЕ. У Конституционного совета есть месяц на то, чтобы дать ответ на запрос президента, но само решение может быть принято и раньше. Сейчас ситуация по правам человека находится под тщательным изучением, поскольку в этом году страна присоединяется к «тройке» или прошлым, настоящим и будущим председателям ОБСЕ.
8 января, в Институте Блауштейна в Нью-Йорке во время встречи по поводу насилия и свободы религий Коул Дурхэм, директор центра изучения закона и религий юридической школы молодежного университета Брихам и член консультативной группы ОБСЕ по свободе вероисповедания, объяснил, что Казахстан ужесточил свой законопроект о религии в ответ на два фактора: приток различных людей из Саудовской Аравии и Пакистана, где распространен экстремизм и группы типа «Хизб-ут-Тахрир», стремящиеся к правилам халифата; и интенсивная вербовка в «новые религии», которые могут быть истолкованы как «любая деноминация, сформированная со времен Мартина Лютера и Джона Кэлвина», - сказал Дурхэм.
Дурхэм отметил, что власти не владеют достаточной информацией о том, что можно ожидать от подобных групп, а некоторые фанатичные бюрократы «считают, что они не выполняют свою работу, если не чинят препятствия религиозным группам».
По поводу взаимодействия с властями Казахстана, Дурхэм привел в пример закон об окружающей среде, направленный на предотвращение загрязнений воздуха. Правительство не запретило бы деятельность всех заводов, но преследовало бы по закону все действия, наносящие вред окружающей среде. «Если они имеют полное понятие о концепции религиозной свободы, конечно, есть какие-то пределы; если люди используют бомбы, вы можете найти их и наказать через систему правосудия, тем самым, предотвратив опасное насилие», - сказал он. «Им не обязательно регистрироваться» для таких целей.
Религиозное законодательство Казахстана является типичным для центрально-азиатского региона. К примеру, Кыргызстан и Таджикистан приняли более жесткие законы о религии как часть антитеррористических кампаний. Прежние методы Астаны доказали возможность отмены любых серьезных норм, так как правительство за последние годы стало образцом манипуляции законами о гражданских объединениях, партиях и СМИ. Сначала парламент передает безжалостные законопроекты, которые запугивают общественность. После этого различные иностранные советники высказывают свои мнения и взгляды. В конце концов, президент выступает в роли некого умеренного правителя на фоне внутренних противников компромисса, тем самым, заставляя советчиков думать, что именно они оказали влияние. Например, в 2003 и 2006 гг. парламент принимал жесткий законопроект о прессе, который был смягчен после пересмотра. Это было сделано только для того, чтобы закон появился снова, когда правительству нужно было расправиться с независимыми СМИ. Даже усовершенствованные законы не всегда реализуются, а методы запугивания не забыты. К примеру, в декабре чиновники Министерства юстиции выступили по государственному телевидению с критикой неназванных местных правозащитных организаций. Эти группы раскритиковали новый закон о религии и обвинили власти в «открытой лжи», сообщает информационная служба «Форум 18».
«Власти нервничают по поводу нового закона, но становятся злобными и агрессивными, когда люди выступают с критикой», - сказал «Форуму 18» правозащитник Евгений Жовитц. Недавно НПО Жовитца - руководителя казахстанского отделения Международного бюро по правам человека и верховенству закона, критика нового закона о религии - было закрыто после проведения налоговой проверки. Хотя он говорит, что закрытие НПО не может быть напрямую связано с его критикой нового закона, это является частью сценария угроз, с которыми столкнулись его организация и другие группы за свою политическую активность и получение поддержки от иностранных доноров.
Заметка редактора: Кэтрин Фитцпатрик - свободный автор, специализирующийся по вопросам прав человека.
Кэтрин Фитцпатрик
«Eurasianet», 15 января 2009 года
Перевод - «Zpress.kg»